Сцепление

Справочные данные

Таблица 9.2.1 Основные данные для контроля, регулировки и обслуживания

Полный ход педали сцепления, мм 135-145
Свободный ход педали сцепления, мм 7-22
Расстояние от накладки педали сцепления до наклонной поверхности пола, мм 183
Максимальное расстояние от накладки педали сцепления до наклонной поверхности пола, при котором сцепление выключено, не менее, мм 72
Рабочая жидкость в гидроприводе выключения сцепления Тормозная жидкость DOT-3 или DOT-4
Минимально допустимое расстояние между рабочими поверхностями накладок ведомого диска, мм 8,0
Минимально допустимое расстояние между рабочей поверхностью накладок ведомого диска и заклёпками их крепления, мм 0,2

Таблица 9.2.2 Моменты затяжки резьбовых соединений

Наименование деталей Резьба Момент затяжки, Н*м
Гайки крепления главного цилиндра сцепления М8 13
Штуцерытрубки главного цилиндра сцепления 19/24*
Болты крепления кронштейнов гидропривода выключения сцепления М6 9,8
Болты крепления рабочего цилиндра сцепления М8 22
Штуцер трубки рабочего цилиндра сцепления 15
Болты крепления маховика М 12×1,0 103
Болты крепления корзины сцепления к маховику М8 25
Болты крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя М 12×1,25 64
Болты крепления крышки картера сцепления М6 12
Болт крепления крышки картера сцепления М12 29

* Нижнее значение для штуцера заворачиваемого в наконечник шланга.

Описание конструкции

На автомобиле с механической коробкой передач (МКП) установлено однодисковое сцепление сухого типа с центральной нажимной пружиной. Привод выключения сцепления — гидравлический.

Сцепление состоит из корзины (нажимного диска в сборе) и ведомого диска. Корзина представляет собой стальной кожух, в который установлены нажимная пружина и нажимной диск. Нажимной диск закреплен в кожухе на упругих пластинах. Со стороны кожуха диск поджимает нажимная пружина диафрагменного типа. Корзина сцепления прикреплена шестью болтами к маховику и закрыта алюминиевым картером. Между нажимным диском и маховиком установлен ведомый диск.

К двум сторонам ведомого диска приклёпаны фрикционные накладки. Для гашения крутильных колебаний в момент включения сцепления в ведомый диск встроен демпфер с четырьмя цилиндрическими пружинами. Ступица ведомого диска входит в шлицевое зацепление с первичным валом коробки передач.

Педаль сцепления подвешена на оси и крепится к кузову через кронштейн педалей. Верхняя часть педали сцепления выполнена как двуплечий рычаг. На конце рычага выполнена пластина. Когда нажата педаль сцепления до упора, пластина воздействует на датчик блокировки стартера, при этом становится возможным запуск двигателя. Рычаг педали соединён через палец со штоком центрального цилиндра сцепления. Регулировка привода выключения сцепления выполняется изменением хода педали сцепления. Для этого на штоке главного цилиндра сцепления нарезана резьба.

Соединение главного цилиндра сцепления с рабочим цилиндром выполнено двумя металлическими трубками и шлангом. Трубка главного цилиндра сцепления проложена по перегородке моторного отсека и брызговику, а трубка рабочего цилиндра — по картеру коробки передач. Шланг соединяет обе трубки. Гибкий элемент в гидроприводе выключения сцепления исключает повреждения привода, вызванные вибрацией силового агрегата. Наконечники шланга закреплены на лонжероне кузова и картере коробки передач с помощью кронштейнов, пружинными скобами.

Рабочий цилиндр сцепления закреплён на картере коробки передач двумя болтами. Шток цилиндра упирается в рычаг вилки выключения сцепления. Отверстие в картере сцепления, через которое выведен наружу рычаг вилки, закрыто резиновым чехлом.

При выдвижении штока рабочего цилиндра, вилка передает усилие на лепестки нажимной пружины через радиально-упорный шариковый подшипник (выжимной подшипник). Подшипник установлен на муфту выключения сцепления, через которую он контактирует с вилкой привода выключения сцепления. Постоянное зацепление вилки и муфты обеспечивает пружина изогнутой формы. В подшипник заложена смазка на весь срок его службы. Муфта выключения сцепления перемещается по направляющей втулке, надетой на первичный вал коробки передач и прикреплённой к картеру сцепления тремя болтами.

В процессе эксплуатации накладки ведомого диска изнашиваются. Срок службы диска зависит от условий эксплуатации автомобиля, стиля и навыков вождения. Эксплуатация автомобиля с прицепом, на грунтовых дорогах и пересеченной местности, а также другие режимы движения, связанные с пробуксовкой и частым выключением и включением сцепления, значительно сокращают срок службы. Одновременно изнашивается нажимной диск и ослабевает центральная диафрагменная пружина.

В качестве рабочей жидкости в гидроприводе выключения сцепления используется тормозная жидкость. Её следует регулярно заменять, так же как в гидроприводе тормозов.