Существуют три основных вида наддува бензиновых двигателей:
– с помощью объемного нагнетателя
– резонансный
– газотурбинный
Для понимания, в чем заключается разница между указанными методами, необходимо пояснить различие в принципах работы, хотя все же конечная цель у наддува только одна — максимально повысить крутящий момент, то есть увеличить мощность. Резонансный наддув применяется на двигателях с распределенным впрыском, имеющих длину каналов впускного коллектора одинаковой для каждого из цилиндров. Основная задача резонансного наддува – при достижении частоты 3000-3500 об/мин обеспечить более высокое давление топливной смеси перед впускным клапаном за счет использования внутренней частоты колебаний топливной смеси во впускном коллекторе. Обычно объем ресивера и является определяющим для узкого диапазона такого наддува. И хотя существуют многокамерные ресиверы, это уже будет отдельная тема.
Объемный нагнетатель по своим расходным характеристикам наиболее согласован с работой двигателя. Он представляет собой механический компрессор, закрепленный на блоке цилиндров, который приводится в движение от коленвала посредством шкива ременной передачи.
Их использование ограничивается необходимостью монтажа привода, громоздкостью и шумностью их работы. Область применения — в основном большие автомобили, поскольку нужно много места для их работы. Они популярны в Америке, где имеется большое количество автомобилей с огромными моторами и массой доступного места под капотом.
Наоборот, газотурбинный наддув нашел широкое применение именно на легковых автомобилях. Простота его конструкции и хорошая отдача позволили данному методу достаточно прочно закрепиться на рынке.
Принцип его работы прост. Отработавшие газы вращают турбину, нагнетающую воздух обратно во впускной коллектор. Появившиеся корректоры по наддуву позволяют значительно улучшить мощность двигателя, снизить при этом расход топлива. Использование малоразмерных компрессоров позволило устранить запаздывание срабатывания такого турбонаддува при работе с переменными нагрузками.
В зависимости от уровня наддува можно увеличить мощность на 40% для серийных двигателей.
Подводя итог, можно сказать так: если у вас стоит карбюраторный мотор, то решение – газотурбинный наддув, если инжекторный, то можно использовать и резонансный метод.