Кроме общих принципов организации централизованных перевозок, существуют различия в перевозках отдельных видов грузов. Перевозка кирпича требует соответствующей организации, так как на территории населенного пункта может находиться несколько заводов-поставщиков и большее число объектов-потребителей с ограниченными площадками для разгрузки кирпича. Кирпич может быть реализован заводом-изготовителем или через сбытовую контору.

В первом случае централизованные перевозки кирпича организуют таким образом. Потребитель заключает с поставщиком договор на поставку кирпича в количестве, выделенном ему фондами, и согласовывает с ним сроки доставки и количество груза по объектам. Погрузка производится силами и средствами поставщика. Экспедируют грузы шоферы автотранспортных предприятий. Разгружает груз получатель своими силами и средствами. Завод-поставщик как заказчик транспорта рассчитывается за перевозку груза и экспедирование с автотранспортным предприятием, получатель оплачивает заводу-поставщику стоимость кирпича, погрузки, перевозки и экспедирования.

Во втором случае получатель груза заключает договор со сбытовой конторой на получение кирпича и согласовывает с ней график завоза по объектам. Сбытовая контора составляет сводный план-наряд и передает один экземпляр поставщикам, второй — автотранспортному предприятию, для которого он является основанием на выделение подвижного состава. Погрузку кирпича осуществляет завод-поставщик, а разгрузку — получатель. Экспедирует груз шофер. Расчеты производятся сбытовой конторой: с поставщиком — за отпущенный кирпич и стоимость погрузки; с автотранспортным предприятием — за перевозку и экспедирование. Получатель оплачивает сбытовой конторе стоимость кирпича, погрузки, перевозки и экспедирования. Для упрощения оформления доставки кирпича на объекты получателя вводится талонная система, т. е. при оплате стоимости кирпича в сбытовой конторе получателю выдают талоны определенных купюр (по грузоподъемности подвижного состава — на 1000, 2000 шт. кирпича и т. д.). При доставке кирпича получатель выдает шоферу талон, подтверждая ним получение груза. На талоне должно быть указано наименование получателя и поставлена его печать.

Для оперативного руководства перевозками рекомендуется создавать на объектах поставщиков диспетчерские пункты.

Перевозку шлакоблоков, строительных растворов, песка, железобетонных изделий и других строительных грузов можно организовать аналогично.

Твердое топливо перевозят с прирельсовых складов топливных трестов, железнодорожных станций или непосредственно с топливных предприятий. Непосредственно с топливных предприятий топливо перевозят в обычном порядке, и заказ на транспорт подает топливное предприятие, обеспечивающее погрузку грузов (разгрузку осуществляет получатель).

Перевозки твердого топлива со складов топливных трестов характеризуются большим количеством получателей груза и сравнительно небольшими партиями топлива, направляемого в их адрес. В этом случае порядок централизованной доставки топлива следующий: потребители, в соответствии с лимитами, сдают топливной конторе декадную заявку и согласовывают с ней график завоза. Одновременно оплачивается стоимость топлива, его погрузки и перевозки. Топливная контора выдает получателю талоны соответствующих купюр. Сбытовая контора составляет наряд-заявку на перевозку топлива и передает один экземпляр автотранспортному предприятию, другой — топливному складу, а третий остается в конторе для контроля. Погрузка осуществляется топливным складом, экспедирование — шофером. При доставке груза потребителю шофер получает талон, подтверждающий доставку груза. Расчеты за работу транспорта и экспедирование производит топливная контора.

Металл перевозят с баз Металлосбыта в соответствии с нарядами и планами, согласованными с потребителями металла.

Централизованная перевозка металла предусматривает предварительную под группировку груза, его подсортировку и пакетирование (по грузополучателям); обеспечение складов достаточным количеством высокопроизводительных погрузочных механизмов (в том числе двух-консольными козловыми кранами); специализацию подвижного состава (применение металловозов-самосвалов, контейнерных кузовов и т. д.); разработку документации на перевозку металла и допуск подвижного состава на территорию предприятий-получателей.

Потребитель согласовывает с конторой Металлосбыта график завоза металла и оплачивает металлобазе стоимость металла, его погрузки и экспедирования. Контора Металлосбыта составляет наряд-заказ на перевозку, один экземпляр которого передает автотранспортному предприятию, второй — металлобазе, а третий остается в конторе.

Экспедирует металл шофер, которому выдают накладную в двух экземплярах, из которых один остается у получателя, а второй, подписанный им и заверенный печатью,— возвращается шофером на металлобазу как подтверждение на доставку груза.

Рассчитывается с автотранспортным предприятием металлобаза, оплачивая стоимость перевозки и экспедирование. Для упрощения расчетов и оформления документов разрешено оплачивать перевозку грузов, исходя из усредненного расстояния перевозки.

Для оперативного руководства перевозками целесообразно на металлобазах организовывать диспетчерские пункты.

Перевозки нефтепродуктов имеют некоторые особенности. Нефтепродукты поставляют потребителям областные конторы Нефтесбыта в соответствии с выделенными фондами. Потребители нефтепродуктов заключают договор с областной конторой Нефтесбыта и согласовывают с ней график завоза.

Порядок оформления заявок на поставку нефтепродуктов следующий: не позднее семи дней до начала месяца потребители подают месячную заявку в трех экземплярах, в которой указывают количество нефтепродуктов, сорта, сроки доставки, наличие емкостей, телефоны, ответственных лиц за получение нефтепродуктов. На основании заявок потребителей областная контора Нефтесбыта составляет декадные заявки по всем нефтебазам, которые передаются автотранспортному предприятию для выделения нужного числа единиц подвижного состава.

Декадные заявки доводят до сведения нефтебаз и потребителей только в той части, которая их касается. На основании декадных заявок автотранспортное предприятие составляет грузовые карты и диспетчерский график на каждый день работы. Нефтепродукты отпускают с нефтебазы на основании суточной разнарядки, являющейся выпиской из декадной. Экспедируют нефтепродукты шоферы, которым на нефтебазе выдают по два экземпляра отвес-накладной и паспорт качества. При доставке нефтепродуктов один экземпляр отвес-накладной и паспорт качества остаются у получателя, а второй, подписанный получателем, возвращается шофером на нефтебазу как подтверждение сдачи груза.

Получатель оплачивает конторе Нефтесбыта стоимость нефтепродуктов, погрузки (налива), перевозки и экспедирования. Контора Нефтесбыта ведет расчеты с нефтебазой за отпущенную продукцию и погрузку, а с автотранспортным предприятием — за выполнение перевозок и экспедирование груза.

Взаимоотношения между конторой Нефтесбыта, потребителями и автотранспортными предприятиями устанавливаются и регулируются в соответствии с основными условиями на поставку нефтепродуктов и договором, заключаемым между автотранспортным предприятием и конторой Нефтесбыта. По взаимной договоренности для оперативного руководства перевозками на крупных нефтебазах могут быть организованы диспетчерские пункты.

Перевозки грузов в торговую сеть и на предприятия общественного питания характеризуются значительным числом предприятий-поставщиков (баз, складов), большим числом получателей, разнообразным ассортиментом товаров, высокой стоимостью грузов, жесткими сроками доставки и различными условиями перевозки.

Товары в торговую сеть и на предприятия общественного питания доставляются непосредственно с предприятий, оптовых или мелкорозничных баз и складов торговых организаций.

По условиям доставки грузы делят на скоропортящиеся, товары простого и сложного ассортимента и пр.

Скоропортящиеся товары доставляют в торговую сеть и на предприятия общественного питания непосредственно с предприятий, производящих эти товары.

Товары простого ассортимента также завозят с предприятий или железнодорожных станций и пристаней, минуя базы и склады.

Товары сложного ассортимента с большой номенклатурой предварительно сортируют и комплектуют, поэтому их доставляют непосредственно от поставщиков только в крупные магазины с большим товарооборотом. В остальных случаях их доставляют в торговую сеть через промежуточные оптовые или розничные торговые базы.

Прочие товары доставляют в торговую сеть, как правило, через оптовые или розничные торговые базы.

Доставлять товары в торговую сеть целесообразно через экспедиции, осуществляющие планирование, получение, погрузку, сопровождение и сдачу грузов получателям. При наличии в населенном пункте только одного автотранспортного предприятия, занимающегося доставкой товаров в торговую сеть, экспедиция входит в состав (то отдела эксплуатации; при наличии нескольких автотранспортных предприятий, выполняющих торговые перевозки, экспедиция является хозрасчетной самостоятельной организацией, осуществляющей связь между поставщиками, получателями и автотранспортными предприятиями. В крупных городах целесообразно специализировать автотранспортные предприятия для перевозки грузов определенной номенклатуры: хлебобулочных изделий, молочных продуктов, мясных и колбасных изделий и т. д.

Перевозки грузов в торговую сеть организуют следующим образом. Торгующие организации, которым подчинены магазины, в соответствии с выделенными им фондами составляют график завоза и передают его экспедиции. На основании графика экспедиция составляет план перевозок и передает его закрепленным автотранспортным предприятиям для выделения необходимого количества подвижного состава, снабженного такелажем или оборудованного специальными кузовами. Подвижной состав поступает в распоряжение экспедиции, которая направляет его на объекты, где экспедитор с находящимися в его распоряжении грузчиками загружает автомобили. Груз передают под материальную ответственность старшему грузчику, функции которого при согласии может выполнять шофер. На груз выписывают товарно-транспортную накладную в четырех экземплярах; один остается у поставщика, второй — у получателя, а два, подписанные получателем, возвращаются экспедитору после каждой выполненной поездки.

По окончании рабочего дня экспедитор получает у поставщика отвес-накладную на отпущенное количество груза и составляет товарный отчет в двух экземплярах. Один экземпляр товарного отчета с приложенными к нему товарно-транспортными накладными после проверки бухгалтерией экспедиции передают получателю для производства расчетов с поставщиками. Расчет с автотранспортным предприятием производят на основании единых тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом.

Чтобы упростить работы по подготовке, планированию и доставке грузов в торговую сеть, скоропортящиеся продукты ежедневного потребления рекомендуется доставлять в торговую сеть по суточному графику, используя для этого систему кольцевого завоза.

Товары простого ассортимента следует завозить с учетом их потребности по недельным или декадным графикам. Промышленные товары, галантерею, посудо-хозяйственные товары, картофель, овощи рекомендуется завозить по согласованным месячным графикам. Рыбные товары доставляют по разовым разнарядкам.

Централизованная доставка товаров позволяет избежать дополнительных перегрузок грузов и повышает их сохранность, уменьшая потери (естественную убыль).

Система транзитного завоза в торговую сеть непосредственно со станций (пристаней) или с предприятий-поставщиков, минуя торговые базы, сокращает сроки доставки и уменьшает расходы на погрузочно-разгрузочные работы.

Для упрощения отчетности и документации, сокращения времени простоя автомобилей под погрузкой и разгрузкой и повышения сохранности грузов, доставляемых в торговую сеть, рекомендуется применять контейнеры грузоподъемностью 250, 500 и 1000 кг, в которые грузоотправитель предварительно закладывает грузы в определенном ассортименте, и контейнеры пломбируют. Погружают и разгружают контейнеры с помощью стационарных механизмов на пунктах погрузки-разгрузки или кранов, установленных на автомобилях, транспортирующих контейнеры.

При выполнении перевозок для сети общественного питания наиболее целесообразным является система кольцевого завоза товаров от поставщиков или с розничных баз, на которых предварительно готовят грузы в соответствии с ассортиментом для каждого потребителя. Такие товары более целесообразно перевозить на автомобилях особо малой грузоподъемности.

Функции экспедиторов при доставке товаров в систему общественного питания следует возлагать на шоферов или предоставлять автомобили в распоряжение экспедиторов торговой сети, имеющих право на управление.

Рациональная организация доставки товаров на предприятия общественного питания требует прикрепления столовых к базам и предприятиям-поставщикам, а буфетов — к столовым по территориальному признаку и организации постоянных маршрутов движения; закрепления подвижного состава и шоферов за маршрутами работы; подготовка потребителями двух комплектов тары для получения продуктов, один из которых будет обменным; тщательной разработки документации на получение и сдачу товаров; разработки твердых графиков движения подвижного состава.

1400494185_perevozka-gruzov

От admin

Добавить комментарий