Во-первых, необходимо снять двигатель. Поместить на рабочий верстак и полностью разобрать. Пошаговая методика разборки двигателя Волги заключается в следующем. Сначала снимается головка блока, поддон картера, откручиваются шатуны, выталкиваются поршня (их необходимо раскладывать по порядку слева направо). Далее необходимо открутить нижники коренных подшипников коленчатого вала. Коренные подшипники также необходимо разложить по порядку, далее снимается коленчатый вал.
С одного нижника выталкиваем вкладыш и смотрим размер (указан на вкладыше). Если на вкладыше отсутствует размер, это говорит о том, что вкладыш стандартный, ну и соответственно вал тоже стандартный. После этого выбиваются гильзы (это необходимо в силу того, что блок алюминиевый, а гильзы чугунные). Извлеченные гильзы выбрасываются.
Теперь непосредственно перейдем к ремонту. Блок помещаем в ванну с соляркой и кисточкой снаружи и внутри его тщательно промываем. После мойки продуваем каналы блока сжатым воздухом из компрессора. После сушки помещаем блок на верстак и замеряем коленчатый вал с помощью микрометра (определяем настолько истерся вал). Размер коренных подшипников коленчатого вала составляет 64 мм, а шатунных 58 мм. Измерения производим так. Крутим колесико микрометра и определяем искомое значение. Если значение меньше на 0,02-0,03 мм, то коленчатый вал в норме. Если значения больше 0,03 мм, то вал необходимо расточить (отшлифовать на станке до определенной величины, называемой первым ремонтным размером).
После того как коленный вал прошлифован, берем микрометр и замеряем его снова. В том случае если шейки (коренные и шатунные) соответствуют размерам вал признается годным и продувается сжатым воздухом.
Для замены изношенных частей, естественно необходимо приобрести новые запасные части, а именно, поршня, компрессионные кольца (на Волге 2 компрессионных кольца и одно маслосъемное), а также гильзы.
Собираем двигатель. Блок ставим на верстак, берем гильзы (у Волги на гильзах проточка), одеваем медные уплотнительные кольца. Далее гильзы ставятся в блок на место. Сверху, чтобы гильзы не выпали (у блока шпильки), на эти шпильки одеваем вставки и закручиваем гайки.
Переворачиваем блок. Ставим коренные ремонтные вкладыши. У Волги задний коренной подшипник пятый. Укладываем коленчатый вал в блок, сверху ставим крышки коренных подшипников и закручиваем их по очереди (сначала затягивается средняя, остальные по порядку). Прокручиваем вал за маховик – вал должен крутиться свободно. На первом коренном подшипнике ставим упорные кольца осевого смещения коленчатого вала.
Осевое смещение коленчатого вала не должно превышать 0,3 мм.
После этого начинаем комплектовать поршня (поршня соединяем с шатунами). Для этого нагреваем поршень на плитке. После того как пошел дым (поршень нагрелся) поршневой палец будет входить в поршень свободного без всякого усилия. Соединяем поршень с шатуном и ставим поршневые стопорные кольца справа и слева. Все 4 поршня комплектуются следующим образом. Берем поршневые кольца и каждое кольцо днищем поршня проталкиваем в гильзу. После этого берем щуп (набор пластин) и замеряем зазор в кольцах (должен быть 0,3 мм).
Если щуп не проходит, берем напильник и подтачиваем кольца, чтобы щуп мог пройти. Промеряем все кольца, далее их можно одевать на поршень. Потом поршни опускаются в гильзы. Для того, чтобы опустить поршень в гильзу сначала его необходимо полить машинным маслом, далее поршень опускаем в гильзу. Для того, чтобы кольца прошли в гильзу необходимо взять обжимку (круглая пластина с пассатижами). Обжимаем кольца, ручкой молотка постукиваем по днищу поршня, и он свободно входит в гильзу.
Блок необходимо положить на бок, поддерживаем шатун рукой с обратной стороны, чтобы шатун сел на шатунную шейку коленчатого вала. Берем крышку шатуна, ставим вкладыш и одеваем на шатун. Закручиваем гайки шатуна (закручиваем воротком до остановки гайки). Берем молоток и постукиваем по шатуну справа и слева (шатун перемещается свободно). Проворачиваем коленчатый вал маховиком. Остальные таким же образом опускаем и затягиваем. Ставим масляной насос, затягиваем гайками. Берем поддон картера, блок переворачиваем и устанавливаем поддон картера на место. Ставим шайбы и закручиваем гайки.
Блок переворачиваем, чтобы он стоял на поддоне картера. Осматриваем головку блока (все клапаны должны быть герметичными). Ставим блок на ребро, наливаем солярку в каждое окно (всасывающее и выхлопное). С обратной стороны смотрим, вытекает солярка или нет. Если солярка не вытекает клапана в норме. Головку блока переворачиваем, солярку выливаем. Головку блока ставим на верстак, надо заменить масляные колпачки (все 8 клапанов необходимо разрядить специальным устройством). Берем пассатижи, снимаем колпачки, берем новые колпачки и специальной оправкой их напрессовываем. Клапана заряжаем. Головку блока зажимаем в тиски и шлифуем наждачным кругом. Сначала берем крупнозернистый круг и шлифуем головку блока, затем берем мелкозернистый круг и шлифуем головку до блеска.
Затем головку блока помещаем ванну с соляркой, ставим на блок новую прокладку, ставим головку блока на блок. Ставим шайбы и затягиваем гайки (от середины к краю). Блок необходимо оставить на ночь, чтобы новая прокладка осела. После этого берем вороток и снова затягиваем гайки головки блока. Затем берем рейку клапанов с коромыслом, ставим на шпильки. Начиная с первого цилиндра, и по порядку каждый клапан регулируем щупом. Ну и финальная операция – ставим на головку блока клапанную крышку и затягиваем болты.