Автомобили угоняли, угоняют и будут угонять.
Особенно те, которые не защищены.
Автосигнализация. Именно она является для большинства из нас синонимом безопасности автомобиля. Именно ее активно предлагают нам при продаже авто.
Но так ли идеально, как нам показывает реклама, это устройство?
Любая автосигнализация управляется на расстоянии, – имеет канал дистанционного управления. Именно в этом, в возможности дистанционно, – на расстоянии управлять автомобилем или даже получать информацию о покушении на авто и есть ее огромное и неоспоримое удобство. Но за все надо платить. И за комфорт мы платим уязвимостью, потенциальной открытостью для злоумышленников. Ведь по своему принципу работы канал дистанционного управления (на любой частоте, заметьте!) открыт для любого постороннего вмешательства. Это может быть постановка широкополосной или прицельной помехи, граббинг или подмена кодов.
Конечно, разработчики сигнализаций не стоят на месте. Система кодирования постоянно совершенствуется. На смену системам со статическим кодом (код не меняется вообще – это как ключ к замку в двери – свой откроет, а чужой – нет) пришли системы с динамической системой кодирования. Это был прорыв в стойкости управляющего кода.
При динамическом коде микроконтроллер в брелоке после каждого нажатия на кнопку (передачи в эфир) по специальному закону меняет кодовую комбинацию. Естественно, что и блок сигнализации по такому же закону просчитывает ожидаемую от брелока комбинацию. Когда принятая сигнализацией и рассчитанная блоком комбинация совпадают, – принимается решение на исполнение команды. Если коды не совпадают, то сигнализация на команду не реагирует. Естественно, что такая система кодирования намного более стойка к криминальному воздействию, чем статический код.
Но со временем такие сигнализации стали обманываться или вскрываться грабберами с замещением и мануфактурными.
Первый тип грабберов работает таким образом, что способен обмануть практически любую сигнализацию.
Мануфактурный граббер математически рассчитывает код на основании принятой посылки. Оба типа грабберов широко распространены и сравнительно доступны.
Следующим и топовым на сегодня решением явилось создание систем с диалоговым кодированием. Это прерогатива двусторонних систем. Не вдаваясь в тонкости, в общих чертах это работает так: брелок посылает запрос. Блок сигнализации обрабатывает его и отправляет обратно в брелок. Брелок сравнивает код с ожидаемым и если коды совпадают, то посылает сигнализации код вместе с командой. Например, выключить охрану. Диалоговый код (конечно, если это серьезная разработка, а не «обманка»), сегодня – самая серьезная защита кода дистанционного управления. Но. Абсолютно не защищенная от постановки помех. Ведь достаточно «сломать» одну цифру в этом сложном радиообмене, и обмен кодами не сработает. Значит, или Вы не получите информацию о том, что с авто что-то происходит, или машина не выполнит команду. А здесь уже у злоумышленника появляются варианты.
Отдельно надо рассмотреть системы дистанционного опознавания владельца и запуск от кнопки, применяемые автопроизводителями в топовых версиях автомобилей.
И здесь удобство доминирует над стойкостью устройства. Дело в том, что такие «безрукие» системы легко обманываются давно придуманным способом, известным еще по старинным бесконтактным иммобилайзерам. Это радиоудлинители. Как это работает? На некотором расстоянии от владельца авто – читай, – бесконтактного ключа – находится передатчик/приемник. Рядом с авто вторая половина комплекта – радиоудлинителя. Оба устройства связаны друг с другом своим радиоканалом, – ну пусть через сотовую связь (раньше использовались обычные бытовые радиотелефоны большой дальности). Теперь через радиоудлинитель – «посредник» авто видит свой родной ключ. И наоборот – ключ считает, что авто рядом. Все коды, как бы сложны они не были, транслируются между половинками удлинителя. Ну а раз ключ рядом, и все коды валидные (правильные), то авто отключает сигнализацию, открывает замки дверей. Красиво? Да. И это еще один повод подумать о том, ценен ли автомобиль для Вас. Стоит ли позаботится о его сохранности.
Почему мы так подробно обсуждаем радиоканал, и совсем упускаем блокировки, сервисные функции? Дело в том, что смысла в этом на мой взгляд, большого нет. Почему? Все дело в слабости канала дистанционного управления и невозможности спрятать блок сигнализации. Ведь он (блок) не предназначен для монтажа в сыром месте. Или под капотом. Имеет вполне приличные размеры. Вот и получается, что установлена сигнализация там, где это удобно установщику. На практике – найти блок сигнализации, а затем и сдернуть с разъемов – секундное (ну пусть 10 – 20 секундное) дело.
А еще бывает, что автосигнализация всем вокруг не просто сообщает, а криком кричит – вот какого я типа – смотрите все! Приглядитесь – Вы часто видите элементы таких шедевров на лобовых стеклах автомобилей. Какая секретность? При чем здесь охрана авто и собственности владельца? Увы, это больше напоминает изъятие денег из наших карманов под благовидным предлогом…
Думайте сами, насколько Вам достаточно каско или автосигнализации.
Возможно, стоит поставить дополнительную секретку и иммобилайзер? Так, для самоуспокоения?