Приводы передних колёс — проверка технического состояния
Срок службы привода зависит от состояния его шарниров. Шарниры достаточно долговечны при условии бережной эксплуатации автомобиля. Как правило, наружные шарниры приводов выходят из строя раньше внутренних. Срок службы шарниров сокращают: активный стиль вождения, вмешательство в конструкцию подвески автомобиля, но более всего — повреждение их защитных резиновых чехлов. При разрыве чехла вода и грязь попадают во внутреннюю полость шарнира. В результате из шарнира вымывается смазка, что ускоряет его износ. Разрыв защитного чехла может произойти в результате естественного старения резины и механического повреждения (при движении автомобиля в глубокой колее; когда передние колёса автомобиля «зарываются» в грунт, песок или обледенелый снег; в результате замерзания льда или застывания глины на чехле наружного шарнира).
При разрыве чехла в неблагоприятных условиях (грязь, пыль, снег) шарнир может прийти в негодность при пробеге нескольких десятков километров. Повреждённый защитный чехол можно заменить, если неисправность обнаружена до того, как шарнир вышел из строя. При этом шарнир необходимо разобрать, промыть и заложить новую смазку.
Об износе наружного шарнира могут свидетельствовать щелчки со стороны ступицы переднего колеса при движении в крутом повороте. По мере износа шарнира щелчки будут усиливаться и довольно быстро перерастут в постоянный хруст даже при движении по прямой. Несвоевременный ремонт приведёт к разрушению шарнира.
Проверять техническое состояние шарниров следует через каждые 10-15 тыс. км. Лучше всего эту процедуру совместить с заменой масла, когда автомобиль будет находиться на эстакаде или смотровой канаве.
Для выполнения работы потребуется смотровая канава или эстакада.
Последовательность выполнения
1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту») и вывешиваем на подставках передние колёса автомобиля.
2. Включаем нейтральную передачу в МКП или переводим рычаг селектора АКП в положение N.
3. Осматриваем защитный чехол наружного шарнира привода правого колеса, убеждаемся в его целостности и отсутствии утечки смазки.
4. Осматриваем защитный чехол внутреннего шарнира привода правого колеса, убеждаемся в его целостности и отсутствии утечки смазки.
5. Убеждаемся в надёжности крепления демпфера на валу привода.
6. Аналогично проверяем привод левого колеса.
7. Вращая передние колёса, проверяем валы приводов на отсутствие биения.
8. Поочерёдно поворачивая передние колёса то в одну, то в другую сторону и вращая их, убеждаемся в отсутствии посторонних звуков (стуков и хруста) в наружных и внутренних шарнирах.
9. Внешним осмотром проверяем состояние резинового демпфирующего кольца подшипника опоры промежуточного вала.
10. Устанавливаем передние колёса в направлении прямолинейного движения. Рукой пробуем перемещать и вращать валы приводов в разных направлениях. Таким образом убеждаемся в отсутствии люфтов между деталями приводов.
11. Вывешиваем одно из задних колёс, запускаем двигатель и включаем передачу.
12. С помощью технического стетоскопа на слух оцениваем состояние подшипника опоры промежуточного вала и выключаем двигатель.
Если на резиновом демпфере дополнительной опоры видны трещины и другие повреждения, следует заменить опору промежуточного вала или промежуточный вал в сборе (см. «Промежуточный вал — снятие и установка»).
Если подшипник издаёт повышенный шум, следует снять промежуточный вал (см. «Промежуточный вал — снятие и установка») и проверить его. При обнаружении большого люфта в подшипнике (особенно радиального) и если чувствуется неравномерность вращения промежуточного вала, следует заменить подшипник или промежуточный вал в сборе.
Исправный шарнир не издаёт посторонних звуков при работе и не имеет люфтов. Убедиться в износе ШРУСа можно, сняв привод (см. «Привод правого переднего колеса — снятие и установка» или см. «Привод левого переднего колеса — снятие и установка»). Поворачивая корпус шарнира из стороны в сторону и пытаясь его перемещать вдоль вала, убедитесь в отсутствии заметных люфтов.
Неисправный шарнир следует заменить (либо отдельно, либо весь привод в сборе). Заменять только порванный чехол следует в том случае, если шарнир исправен.