Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту
Перед проведением ТО и ремонта автомобиля необходимо выполнить несколько подготовительных операций. Подготовительные операции несложны, но от них зависят ваша безопасность, время, затрачиваемое на выполнение ТО и ремонт, а также качество работы.
1. Мойка автомобиля
Если имеется возможность, то перед работой автомобиль желательно вымыть снаружи. Причём, если работа предстоит в моторном отсеке, следует вымыть и его, а в случае ремонта подвески — вымыть автомобиль снизу.
При мойке моторного отсека следует избегать попадания воды на колодки, датчики и исполнительные устройства системы управления двигателем. Также следует избегать попадания воды в генератор и на стартер. В любом случае мойка моторного отсека должна производиться с обязательным отсоединением провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
После мойки указанные выше детали и узлы необходимо тщательно просушить, продув струёй сжатого воздуха.
Эту операцию лучше выполнить на неавтоматической мойке. Здесь автомобиль вымоют вручную, предварительно обработав наружную поверхность кузова и моторный отсек специальными моющими составами, удалят грязь из арок колёс и с днища кузова струёй воды под высоким давлением с последующей сушкой.
2. Установка автомобиля
Установка автомобиля на ровной горизонтальной площадке
Это может быть гараж с бетонным полом или другим прочным и ровным покрытием, горизонтальная площадка с твёрдым покрытием в помещении либо вне помещения (асфальт, бетон, деревянный настил). Твёрдое и ровное покрытие позволяет в случае необходимости приподнять любую часть автомобиля на домкрате и надёжно установить на подставке (см. ниже п. 3). Для выполнения работ без вывешивания колёс достаточно:
— выключить зажигание;
— перевести рычаг селектора АКП в положение Р (см. «Рычаг селектора автоматической коробки передач»), а на автомобиле с МКП включить первую передачу;
— зафиксировать автомобиль стояночным тормозом от самопроизвольного движения (см. «Стояночный тормоз»).
При неисправности стояночного тормоза, а также перед ремонтом тормозной системы для фиксации автомобиля следует воспользоваться противооткатными упорами.
Не оставляйте ключ зажигания в салоне автомобиля, так как некоторые охранные системы, устанавливаемые на автомобили могут самопроизвольно перейти в режим охраны, замки дверей заблокируются. Если есть необходимость в процессе работы оставить ключ в замке зажигания, то предварительно опустите стекло одной из дверей.
Установка автомобиля на смотровой канаве или эстакаде
Если часть ремонтных операций приходится выполнять снизу автомобиля, то во многих случаях идеальным местом для работы (из доступных частному автовладельцу) будет гараж со смотровой канавой и бетонным полом. Перед тем как заезжать в такой гараж, канаву следует закрыть деревянными или стальными щитами, способными выдержать автомобиль. Остальные рекомендации такие же, как при установке автомобиля на ровную горизонтальную площадку (см. выше).
Некоторые гаражные кооперативы имеют на своей территории ремонтную эстакаду, сваренную из металлоконструкций. Устанавливать дом крат или подставки под автомобиль на такой эстакаде, как правило, невозможно без специального настила из досок. Заезжать на эстакаду лучше под контролем помощника.
Установка автомобиля на уклоне или на неровной площадке
Необходимость в этом может возникнуть, когда неисправность автомобиля приходится устранять в пути и нет возможности найти более подходящее место для ремонта (см. выше). Не следует ремонтировать автомобиль на траве, рассыпанной щебёнке, песчаной почве и камнях (например, очень трудно найти гайку, упавшую в густую траву). Лучше попытаться отбуксировать или откатить автомобиль в другое место. Следует также избегать рыхлого грунта, особенно если предстоит воспользоваться домкратом и подставками. Если вынужденная остановка произошла на уклоне, то лучше попытаться скатить автомобиль с уклона. Либо под колёса необходимо подложить противооткатные упоры, причем со стороны уклона желательно положить их несколько штук под разные колёса. В остальном следует выполнять те же рекомендации, что и при установке автомобиля на ровной площадке (см. выше).
3. Вывешивание автомобиля на домкрате и подставках
Такую операцию необходимо вы поднять на ровной горизонтальной площадке с твердым покрытием. При работе на мягком или неровном грунте под домкрат и под все подставки следует подложить прочные настилы размером не менее 30×30 см. Для изготовления настилов подойдёт толстая доска.
– Использовать Подкатной домкрат можно только на твердом основании, при этом ролики домкрата должны сохранять подвижность.
– Поддомкрачивать автомобиль, стоящий на уклоне, допускается только для замены неисправного колеса, при условии надёжной фиксации автомобиля от самопроизвольного перемещения.
– Перед вывешиванием автомобиля на домкрате высадите пассажиров. Не садитесь в автомобиль, стоящий на домкрате, и не производите погрузку и выгрузку.
– Перед выполнением ремонта на автомобиле с вывешенным колесом (или колёсами) под силовые элементы кузова обязательно установите надёжные подставки.
– Следует учитывать, что в жаркую погоду разогретый на солнце асфальт становится мягким, он продавливается опорами подставок и основанием домкрата, в результате возможно падение установленного на них автомобиля.
Для подъёма автомобиля на домкрате необходимо:
— выполнить все рекомендации п. 2 (см. выше);
— установить противооткатные упоры под колесо, расположенное по диагонали с противоположной стороны автомобиля от вывешиваемого колеса;
— штатный домкрат установить под порог (специальные места обозначены на этикетке, приклеенной к рычагу домкрата);
— вращая ручку домкрата, поднять автомобиль (для многих работ достаточно, чтобы колесо лишь оторвалось от поверхности основания);
— установить под силовые элементы кузова (порог, лонжерон или поперечину кузова) подставку. Вращая ручку домкрата, опустите автомобиль на подставку.
Аналогично можно вывесить остальные колёса автомобиля.
4. Очистка резьбовых соединений
При длительной эксплуатации автомобиля резьбовые соединения из-за коррозии, как правило, «прикипают» и покрываются слоем ржавчины. Особенно это касается деталей подвески, трансмиссии, наружных элементов тормозной системы и рулевого управления. Поэтому перед ремонтом все разбираемые резьбовые и крепёжные соединения следует зачистить металлической щёткой, обработать проникающей смазкой в аэрозольной упаковке или, в крайнем случае, смочить керосином. Лучше, если такую работу выполнить заранее (от нескольких часов до суток), чтобы смазка успела проникнуть внутрь соединения.
5. Отключение аккумуляторной батареи от электрической сети автомобиля
Необходимость в такой операции может возникнуть:
— при ремонте электрооборудования, на которое постоянно подаётся напряжение как при включенном, так и при выключенном зажигании (генератор, стартер, замок зажигания, система управления двигателем и т. п.);
— при выполнении любого ремонта, если велика вероятность короткого замыкания в цепи электрооборудования;
— при постановке автомобиля на стоянку на длительный период (например, зимой);
— при быстром разряде аккумуляторной батареи во время стоянки автомобиля из-за большой утечки тока через цепи электрооборудования (до устранения неисправности);
— при обслуживании аккумуляторной батареи и в некоторых других случаях.
– Отключайте аккумуляторную батарею только тогда, когда в этом есть необходимость, так как в результате из памяти ЭБУ удаляются коды неисправностей и все настройки, выработанные системой управления двигателем (что затруднит проверку данной системы с помощью диагностического оборудования на СТО).
– При снятии аккумуляторной батареи всегда сначала отсоединяйте клемму провода от отрицательного вывода, а при подключении батареи первым подсоединяйте провод к положительному выводу.
– Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею при работающем двигателе. Скачки напряжения, возникающие при этом, повредят электронное оборудование.
– Если автомобиль оборудован охранной системой и центральным замком, при отсоединении аккумуляторной батареи никогда не оставляйте ключ зажигания в салоне автомобиля. В некоторых охранных системах возможно самопроизвольное запирание замков дверей автомобиля при подсоединении аккумуляторной батареи.
Для отключения аккумуляторной батареи от электрической сети автомобиля достаточно:
— выключить зажигание;
— накидным ключом на 10 мм ослабить затяжку гайки крепления клеммы провода на отрицательном выводе аккумуляторной батареи;
— снять клемму с отрицательного вывода аккумуляторной батареи и отвести её в сторону (чтобы не касалась вывода).
Подсоединяют клемму провода к выводу батареи в обратной последовательности.
Перед подсоединением аккумуляторной батареи необходимо убедиться в том, что зажигание выключено.
6. Защита кузова автомобиля.
При выполнении работ в подкапотном пространстве очень часто повреждаются окрашенные поверхности передних крыльев и бампера. Чтобы избежать этого, лучше накрыть крылья и переднюю часть автомобиля специальными накидками (продаются в магазинах автозапчастей).