ТО, выполняемое при каждой заправке автомобиля топливом

Как правило, пробег автомобиля между посещением АЗС отличается незначительно. Поэтому совмещение ТО (для выполнения которого достаточно открыть капот) с заправкой автомобиля топливом позволяет регулярно контролировать уровень масла в двигателе и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также долить омывающую жидкость. К тому же на фирменных заправочных станциях есть в продаже необходимые масла и жидкости для доливки. Но обслуживать автомобиль не обязательно сразу после заправки автомобиля. И поскольку не на каждой АЗС разрешат припарковать автомобиль для ТО, работу можно перенести в более подходящее место (например, вернувшись к месту стоянки).

Чтобы исключить разлив эксплуатационных жидкостей и масла при доливке, используйте воронку. Её можно изготовить из горлышка пластмассовой бутылки.

Масло в картере двигателя — проверка уровня

Проверку следует проводить через 8-10 минут после остановки двигателя.

Последовательность выполнения

1. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).

2. Открыв капот, вынимаем указатель уровня масла из направляющей трубки.

3. Протираем указатель ветошью, удаляя с него масло, после чего вставляем его в трубку до упора.

4. Вынимаем указатель. Уровень масла должен находиться в границах отверстий, выполненных на конце указателя.

Если уровень ниже допустимого, долейте масло (см. «Двигатель — замена моторного масла и масляного фильтра»).

5. По окончании проверки устанавливаем указатель на место.

Охлаждающая жидкость в расширительном бачке — проверка уровня

Некоторое повышение уровня охлаждающей жидкости при нагреве двигателя связано с тепловым изменением объёма жидкости и не является неисправностью. Более точную проверку уровня охлаждающей жидкости следует выполнить на остывшем двигателе.

Последовательность выполнения

1. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом и выключаем двигатель (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).

2. Поскольку, расширительный бачок установлен метками в сторону радиатора, снимаем расширительный бачок с кронштейна.

3. Проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который должен находиться выше метки MIN, выполненной на корпусе расширительного бачка.

Для доливки используйте охлаждающую жидкость того же типа, что была залита в систему охлаждения. Не следует смешивать охлаждающие жидкости разных производителей (см. «Эксплуатационные и ремонтные материалы»).

4. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже:

1) отворачиваем крышку бачка и снимаем её;

2) доливаем в расширительный бачок охлаждающую жидкость (на горячем двигателе до отметки МАХ, а если двигатель остыл, то до середины между метками MIN и МАХ).

Если охлаждающая жидкость отсутствует в расширительном бачке, проверьте уровень в радиаторе и при необходимости долейте охлаждающую жидкость.

Доливать охлаждающую жидкость в радиатор следует после остывания двигателя до безопасной температуры (не выше +40 °С). Во избежание ожогов брызгами охлаждающей жидкости не снимайте крышку с заливной горловины радиатора на горячем двигателе. Если приходится доливать жидкость в радиатор на недостаточно остывшем двигателе, во избежание разбрызгивания охлаждающей жидкости отворачивайте крышку, предварительно накрыв её ветошью.

Для заливки охлаждающей жидкости в радиатор:

1) оставляем автомобиль на некоторое время с открытым капотом для ускорения остывания двигателя;

2) убедившись, что радиатор остыл до безопасной температуры, надавливаем сверху на крышку заливной горловины радиатора и поворачиваем её против часовой стрелки до упора. Придерживаем крышку на горловине, пока давление в системе охлаждения не сравняется с атмосферным;

3) снимаем крышку с горловины;

4) заливаем охлаждающую жидкость в радиатор до н иж-него фланца заливной горловины;

5) устанавливаем крышку на горловину и проворачиваем по часовой стрелке до упора;

6) заливаем охлаждающую жидкость в расширительный бачок до отметки МАХ (см. выше).

Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения (см.  «Система охлаждения — проверка технического состояния»).

Стеклоомыватели — доливка жидкости, чистка и регулировка форсунок

Для выполнения работы потребуются:

— отрезок тонкой стальной проволоки диаметром 0,3— 0,5 мм (можно откусить от стальной щётки);

– швейная булавка или игла (конец иглы лучше отжечь на газовой плите).

В бачок стеклоомывателей в зимний период следует заливать специальную незамерзающую жидкость. Не следует смешивать незамерзающую жидкость разных производителей.

Последовательность выполнения

1. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту») и открываем капот.

2. В моторном отсеке открываем крышку бачка стеклоомывателей.

3. По меткам, нанесённым на указатель уровня (он прикреплён к крышке бачка), определяем оставшееся количество омывающей жидкости.

4. Устанавливаем в заливную горловину воронку и заливаем омывающую жидкость в бачок.

Часть автомобилей не имеют указателя уровня в бачке стеклоомывателей. Заполняя такой бачок, заливайте омывающую жидкость до уровня ниже верхней кромки заливной горловины на 3-5 см.

5. Закрыв капот, включаем омыватель ветрового стекла.

6. Если распыл омывающей жидкости неравномерный, визуально определяем состояние форсунок. При необходимости стальной проволокой прочищаем распылители форсунок.

Бывает, что распылитель сильно «закис», и при попытке его повернуть булавка гнётся, а игла может даже сломаться. В этом случае следует заменить форсунку (см. «Форсунки омывателя ветрового стекла — замена»).

7. Иглой поворачиваем распылители форсунок, направляя струи жидкости на верхнюю часть стекла (при движении воздушный поток будет прижимать их к середине стекла).

8. Аналогично регулируем форсунку омывателя заднего стекла.