ТО, выполняемое при каждой заправке автомобиля топливом
Как правило, пробег автомобиля между посещением АЗС отличается незначительно. Поэтому совмещение ТО (для выполнения которого достаточно открыть капот) с заправкой автомобиля топливом позволяет регулярно контролировать уровень масла в двигателе и уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, а также долить омывающую жидкость. К тому же на фирменных заправочных станциях есть в продаже необходимые масла и жидкости для доливки. Но обслуживать автомобиль не обязательно сразу после заправки автомобиля. И поскольку не на каждой АЗС разрешат припарковать автомобиль для ТО, работу можно перенести в более подходящее место (например, вернувшись к месту стоянки).
Чтобы исключить разлив эксплуатационных жидкостей и масла при доливке, используйте воронку. Её можно изготовить из горлышка пластмассовой бутылки.
Масло в картере двигателя — проверка уровня
Проверку следует проводить через 8-10 минут после остановки двигателя.
Последовательность выполнения
1. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Открыв капот, вынимаем указатель уровня масла из направляющей трубки.
3. Протираем указатель ветошью, удаляя с него масло, после чего вставляем его в трубку до упора.
4. Вынимаем указатель. Уровень масла должен находиться в границах отверстий, выполненных на конце указателя.
Если уровень ниже допустимого, долейте масло (см. «Двигатель — замена моторного масла и масляного фильтра»).
5. По окончании проверки устанавливаем указатель на место.
Охлаждающая жидкость в расширительном бачке — проверка уровня
Некоторое повышение уровня охлаждающей жидкости при нагреве двигателя связано с тепловым изменением объёма жидкости и не является неисправностью. Более точную проверку уровня охлаждающей жидкости следует выполнить на остывшем двигателе.
Последовательность выполнения
1. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом и выключаем двигатель (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).
2. Поскольку, расширительный бачок установлен метками в сторону радиатора, снимаем расширительный бачок с кронштейна.
3. Проверяем уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, который должен находиться выше метки MIN, выполненной на корпусе расширительного бачка.
Для доливки используйте охлаждающую жидкость того же типа, что была залита в систему охлаждения. Не следует смешивать охлаждающие жидкости разных производителей (см. «Эксплуатационные и ремонтные материалы»).
4. Если уровень жидкости находится на отметке MIN или ниже:
1) отворачиваем крышку бачка и снимаем её;
2) доливаем в расширительный бачок охлаждающую жидкость (на горячем двигателе до отметки МАХ, а если двигатель остыл, то до середины между метками MIN и МАХ).
Если охлаждающая жидкость отсутствует в расширительном бачке, проверьте уровень в радиаторе и при необходимости долейте охлаждающую жидкость.
Доливать охлаждающую жидкость в радиатор следует после остывания двигателя до безопасной температуры (не выше +40 °С). Во избежание ожогов брызгами охлаждающей жидкости не снимайте крышку с заливной горловины радиатора на горячем двигателе. Если приходится доливать жидкость в радиатор на недостаточно остывшем двигателе, во избежание разбрызгивания охлаждающей жидкости отворачивайте крышку, предварительно накрыв её ветошью.
Для заливки охлаждающей жидкости в радиатор:
1) оставляем автомобиль на некоторое время с открытым капотом для ускорения остывания двигателя;
2) убедившись, что радиатор остыл до безопасной температуры, надавливаем сверху на крышку заливной горловины радиатора и поворачиваем её против часовой стрелки до упора. Придерживаем крышку на горловине, пока давление в системе охлаждения не сравняется с атмосферным;
3) снимаем крышку с горловины;
4) заливаем охлаждающую жидкость в радиатор до н иж-него фланца заливной горловины;
5) устанавливаем крышку на горловину и проворачиваем по часовой стрелке до упора;
6) заливаем охлаждающую жидкость в расширительный бачок до отметки МАХ (см. выше).
Если приходится регулярно доливать охлаждающую жидкость, следует проверить герметичность системы охлаждения (см. «Система охлаждения — проверка технического состояния»).
Стеклоомыватели — доливка жидкости, чистка и регулировка форсунок
Для выполнения работы потребуются:
— отрезок тонкой стальной проволоки диаметром 0,3— 0,5 мм (можно откусить от стальной щётки);
– швейная булавка или игла (конец иглы лучше отжечь на газовой плите).
В бачок стеклоомывателей в зимний период следует заливать специальную незамерзающую жидкость. Не следует смешивать незамерзающую жидкость разных производителей.
Последовательность выполнения
1. Фиксируем автомобиль стояночным тормозом (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту») и открываем капот.
2. В моторном отсеке открываем крышку бачка стеклоомывателей.
3. По меткам, нанесённым на указатель уровня (он прикреплён к крышке бачка), определяем оставшееся количество омывающей жидкости.
4. Устанавливаем в заливную горловину воронку и заливаем омывающую жидкость в бачок.
Часть автомобилей не имеют указателя уровня в бачке стеклоомывателей. Заполняя такой бачок, заливайте омывающую жидкость до уровня ниже верхней кромки заливной горловины на 3-5 см.
5. Закрыв капот, включаем омыватель ветрового стекла.
6. Если распыл омывающей жидкости неравномерный, визуально определяем состояние форсунок. При необходимости стальной проволокой прочищаем распылители форсунок.
Бывает, что распылитель сильно «закис», и при попытке его повернуть булавка гнётся, а игла может даже сломаться. В этом случае следует заменить форсунку (см. «Форсунки омывателя ветрового стекла — замена»).
7. Иглой поворачиваем распылители форсунок, направляя струи жидкости на верхнюю часть стекла (при движении воздушный поток будет прижимать их к середине стекла).
8. Аналогично регулируем форсунку омывателя заднего стекла.