Шатунно-поршневая группа — проверка, замена колец и вкладышей
Поршневые кольца заменяют при ремонте шатуннопоршневой группы, при их износе или повреждении. Также кольца заменяют при капитальном ремонте двигателя.
Для выполнения работы потребуются:
— микрометр с пределом измерений 75—100 мм;
- нутромер.
Снятие
1. Снимаем головку блока цилиндров (см. «Головка блока цилиндров — снятие и установка»).
2. Снимаем поддон картера двигателя (см. «Поддон картера — снятие, замена прокладки и установка»).
3. Снимаем Маслозаборник (см. «Маслозаборник — снятие и установка»).
4. Надев шкив и повернув коленчатый вал за болт крепления его шкива ключом на 19 мм, устанавливаем поршень первого цилиндра в нижнее положение.
5. Ключом на 12 мм отворачиваем две гайки крепления крышки шатуна первого цилиндра.
6. Снимаем крышку шатуна.
7. Деревянным бруском или ручкой молотка выталкиваем поршень вверх.
8. Извлекаем поршень в сборе с шатуном из цилиндра.
9. На поршне маркером помечаем порядковый номер цилиндра, из которого он был вынут.
10. Аналогично извлекаем остальные четыре поршня.
Разборка и проверка

Необходимость при сборке совместить части цифры исключает неправильную установку крышки, а также установку крышки не на свой шатун.
1. Извлекаем вкладыши из шатуна и его крышки.
2. Фиксируем поршень за шатун в тисках.
3. Слегка раздвинув замок кольца, снимаем верхнее компрессионное кольцо.
4. Аналогичным образом снимаем нижнее компрессионное кольцо.
5. Маслосъёмное кольцо — составное, снимаем верхний кольцевой диск маслосъёмного кольца...
...расширитель и нижний кольцевой диск маслосъёмного кольца.
6. Аналогично разбираем три других поршня.
7. Микрометром измеряем размер юбки поршня первого цилиндра.
8. Нутромером определяем износ стенок первого цилиндра.

Замеры повторяем в четырёх поясах (в верхней, в средней и в нижней частях цилиндра). Неравномерность износа цилиндров не должна превышать 0,05 мм.
9. Чтобы получить зазор между стенками поршня и цилиндра, из значения максимального размера диаметра цилиндра вычитаем размер юбки поршня.
10. Аналогичные измерения выполняем для других цилиндров.
Размеры поршня и цилиндра
1. Микрометром определяем овальность и конусность шатунной шейки коленчатого вала.
2. Определяем маркировку шатунных шеек коленчатого вала (маркировка выполнена буквой, выбитой на приливе коленчатого вала возле соответствующей шейки, на фото выделено рамкой).
3. Подбираем размеры шатунных вкладышей в соответствии с маркировками диаметра шатунных шеек коленчатого вала и маркировками отверстий нижних головок шатунов (см. табл. 8.1.4).
Таблица 8.1.3 Размеры поршня и цилиндра
Размер | номинальный | максимально допустимый |
Диаметр юбки поршня, мм | 83,98-83,99 | 83,97 |
Диаметр цилиндра, мм | 84,00-84,02 | 84,07 |
Зазор между стенками цилиндра и поршнем, мм | 0,01-0,04 | 0,05 |
Таблица 8.1.4 Таблица для подбора шатунных вкладышей
Маркировка нижних головок шатунов | 1 | 2 | 3 | 4 |
Маркировка шатунных шеек коленчатого вала | Маркировка шатунных вкладышей | |||
А или I | Красный | Розовый | Жёлтый | Зелёный |
Вили II | Розовый | Жёлтый | Зелёный | Коричневый |
С или III | Жёлтый | Зелёный | Коричневый | Чёрный |
В или III | Зеленый | Коричневый | Чёрный | Синий |
Сборка
1. Тщательно очищаем поршень от нагара и отложений.
2. Осматриваем поршень, шатун и палец (трещины на них недопустимы).
3. Перед установкой новых колец набором щупов измеряем зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки, в которую кольцо будет установлено.
4. Для подбора поршневых колец по тепловому зазору устанавливаем по очереди кольца в цилиндр блока на глубину 15-20 мм и набором плоских щупов определяем зазор в замке.
5. Надеваем кольца на поршень: начинаем с маслосъёмного кольца, затем нижнее компрессионное и в последнюю очередь верхнее компрессионное кольцо. При этом компрессионные кольца ориентируем заводской маркировкой вверх.
Таблица 8.1.5 Допустимый тепловой зазор в замке поршневых колец
Наименование кольца | Зазор, мм | |
номинальный | максимально допустимый | |
Верхнее компрессионное кольцо | 0,20-0,30 | 0,60 |
Нижнее компрессионное кольцо | 0,40-0,55 | 0,70 |
Маслосъемное кольцо | 0,20-0,50 | 0,70 |
6. Поворачиваем их замки так, чтобы они располагались под утлом 90° относительно друг друга (замок расширителя должен находиться развернутым на 90° относительно замка верхнего компрессионного кольца, замки дисков маслосъёмного кольца смещены относительно замка расширителя на 15° в противоположные стороны).
7. Наносим чистое моторное масло на стенки цилиндра...
...и наружную поверхность поршня.
8. Надеваем оправку на поршень и обжимаем ею кольца, периодически слегка постукивая ручкой молотка по оправке для самоустановки колец.
9. Вытираем насухо постели вкладышей в шатуне и крышке и устанавливаем в них вкладыши.
10. Покрываем чистым моторным маслом внутреннюю поверхность вкладышей.
11. Устанавливаем поршень в цилиндр блока.
12. Прижимая оправку к блоку и постукивая рукояткой молотка по днищу поршня, утапливаем поршень в цилиндр (при этом контролируя продвижение шатуна к шейке коленчатого вала).
13. Устанавливаем на шатун крышку (так, чтобы части цифры, обозначающей маркировку диаметра отверстия нижней головки, совпали см. выше) и затягиваем гайки крепления моментом 31 Н•м.
14. Другие три поршня собираем и устанавливаем аналогично.
15. Далее собираем двигатель в последовательности, обратной разборке.