Технология порошкового окрашивания металлических изделий сейчас часто используется в быту – начиная от покрытий “под гранит” для входных дверей и заканчивая такими случаями как обработка “под хром” автомобильных колёсных дисков или же порошковая покраска рамы велосипеда. В чём же сокрыт секрет всеобъемлющей универсальности этой технологии?
Технология порошковых покрытий в деталях
Следует начать с того, что и аппаратурное оформление, и техпроцесс просты (если не сказать “аскетичны”): для собственно нанесения порошкового покрытия нужен лишь высоковольтный “электропистолет” и сам спецпорошок, а для его фиксации – среднетемпературная термокамера-печь (формирование готового покрытия обычно требует прогрева не выше пары сотен градусов). Если речь идёт о такой услуге, как порошковая покраска труб, то термокамера должна соответствовать габаритам обрабатываемого металлоизделия – это, по сути, единственное ограничение. Сам процесс практически безотходен, поскольку электростатические силы “отлавливают и приземляют” на поверхность предмета почти все микрочастицы порошка – безвозвратные потери составляют не более долей процента! Наконец, последовательное использование множества типов порошков позволяет получать не только покрытия с различными свойствами, но и делать их многослойными.
Многослойное покрытие “под хром”
Хорошим примером многослойного покрытия является “хромирование” колёсных дисков: сначала поверхность готовится путём механической (например, пескоструйной) зачистки от грязи, окислов, а также остатков ранее нанесённых покрытий. Далее на чистую металлическую поверхность наносится слой “грунтовки” – он обеспечит особо прочное сцепление с металлом и попутно замаскирует уже имеющиеся мелкие механические дефекты (царапины, сколы, задиры). После его фиксации приходит черёд собственно красящего слоя – тот задаёт нужный цвет и “хромовую” фактуру. Наконец, для защиты всех нижележащих подслоёв поверх “хрома” напыляется один (а нередка и два) слоя прозрачных “лаков” они обеспечивают как механическую защиту от пыли и дорожной грязи, так и от антиобледенительных химикатов и разрушительного ультрафиолетового облучения, присутствующего в солнечном свете. В результате полученное полимерное покрытие не только практически не отличимо визуально от нанесённого гальваническим путём хромового, но ещё и нередко оказывается существенно надёжнее и долговечнее при длительных сроках эксплуатации.