Генератор — ремонт

Для ремонта генератора нет необходимости его полностью разбирать. Объём выполняемой работы зависит от конкретной неисправности, которую необходимо устранить. Ниже показаны все возможные операции с использованием доступного оборудования и инструментов. Указанную последовательность и количество операций можно изменить. Так, для проверки обмотки статора достаточно ограничиться снятием выпрямительного блока. Замену щёточного узла или выпрямительного блока можно выполнить, не снимая генератора с двигателя. Но поскольку доступ к генератору затруднён, а для крепления указанных элементов используются винты и гайки маленького размера, то такую работу следует выполнять только в крайнем случае.

Для выполнения работы потребуются:

– трёх- или двухзахватный съёмник;

– элементы из набора чашечного съёмника для замены подшипников ступиц колёс;

– мультиметр (в режиме омметра).

Разборка

1. Снимаем генератор с автомобиля (см. «Генератор — снятие и установка»).

2. Крестовой отвёрткой отворачиваем винт крепления контактной пластины.

3. Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем три гайки крепления защитного кожуха генератора.

4. Снимаем контактную пластину.

5. Торцовым ключом на 12 мм отворачиваем гайку вывода В.

6. Снимаем изолятор с вывода В.

7. Снимаем защитный кожух

8. Снимаем с корпуса щеточного узла защитный чехол.

9. Крестовой отвёрткой отворачиваем два винта крепления щеточного узла.

10. Крестовой отвёрткой отворачиваем контактный винт 1 и два винта 2 крепления регулятора напряжения.

11. Снимаем регулятор напряжения.

12. Крестовой отверткой отворачиваем винты крепления четырёх выводов обмотки статора.

13. Аккуратно, стараясь не погнуть выводы обмотки статора, снимаем выпрямительный блок.

14. Извлекаем четыре резиновых изолятора выводов обмотки статора.

15. Снимаем уплотнительную прокладку.

16. Накидным ключом на 22 мм отворачиваем гайку крепления шкива, удерживая вал ротора от вращения торцовым ключом на 10 мм.

17. Снимаем шкив вала ротора генератора.

18. Торцовым ключом на 8 мм отворачиваем четыре гайки, стягивающие переднюю и заднюю крышки корпуса генератора.

19. Повернув генератор передней крышкой вверх, наносим проникающую смазку на вал ротора и выжидаем 3—5 минут, чтобы жидкость просочилась между подшипником и валом.

20. Молотком с резиновым бойком лёгкими ударами по торцу вала ротора выбиваем вал из переднего подшипника (достаточно стронуть вал с места).

21. Шлицевой отвёрткой аккуратно раздвигаем крышки генератора.

22. Отсоединяем переднюю крышку вместе с обмоткой статора от задней крышки.

23. Ударами молотка с резиновым бойком по торцу вала выпрессовываем ротор вместе с задним подшипником задней крышки.

24. Извлекаем ротор из задней крышки.

25. Чтобы не потерять, снимаем с вала ротора фигурную шайбу.

26. Извлекаем пружинное кольцо из-под кронштейна заднего подшипника.

Проверка

1. Штангенциркулем измеряем высоту выступания щёток.

Если высота выступания хотя бы одной щётки меньше 1,5 мм, замените щеточный узел.

2. Прикладывая щупы омметра к контактным кольцам ротора, проверяем обмотку возбуждения на отсутствие обрыва (сопротивление исправной обмотки возбуждения должно быть несколько Ом).

3. Подсоединяя щупы омметра к любому контактному кольцу и к ротору, проверяем обмотку возбуждения на отсутствие замыкания на «массу» (при исправной обмотке ротора омметр должен показать полное отсутствие проводимости).

Неисправный ротор необходимо заменить.

4. Аналогично проверяем обмотки статора на обрыв и на замыкание на «массу».

Неисправный статор необходимо заменить в сборе с передней крышкой генератора.

5. Для определения технического состояния заднего подшипника, покачиваем его наружное кольцо из стороны в сторону и энергично вращаем (подшипник не должен иметь значительный люфт, кольцо должно свободно вращаться без заеданий и сильного шума при быстром вращении).

Неисправный подшипник необходимо заменить отдельно (см. ниже) или в сборе с ротором.

6. Аналогично проверяем передний подшипник.

7. Для проверки «отрицательных» диодов подсоединяем отрицательный щуп омметра к омеднёному контакту отрицательной пластины (на фото она верхняя), а положительный щуп — по очереди к контактам, к которым были подсоединены выводы обмотки статора (исправный диод не должен пропускать ток — сопротивление стремится к бесконечности).

Исправный полупроводниковый диод проводит электрический ток только в одном направлении. Если диод не проводит ток или проводит ток в обоих направлениях, следовательно, он неисправен.

8. Поменяв полярность омметра, повторяем проверку «отрицательных» диодов (исправные диоды должны пропускать ток).

9. Аналогично проверяем «положительные» диоды, только отрицательный щуп омметра подсоединяем к контакту нижней пластины или к выводу «+», положительный щуп — по очереди к контактам, к которым были подсоединены выводы обмоток статора (исправный диод должен пропускать ток).

10. Поменяв полярность омметра, повторяем проверку «положительных» диодов (исправные диоды не должны пропускать ток — сопротивление стремится к бесконечности).

Если один или несколько диодов неисправны — замените выпрямительный блок в сборе.

Ремонт

1. Для замены заднего подшипника генератора устанавливаем ротор вертикально в подходящую оправку из набора чашечного съёмника.

2. Трёхзахватным съёмником спрессовываем подшипник с вала ротора.

3. Снимаем подшипник с вала.

4. Снимаем дистанционную шайбу.

Выполняя следующую операцию не повредите переднюю крыльчатку ротора, следите за тем, чтобы головка передавала усилие только на внутреннее кольцо подшипника.

5. Надеваем на вал ротора новый подшипник. Напрессовываем подшипник на вал лёгкими ударами молотка через глубокую головку на 15 мм.

6. Для замены переднего подшипника генератора крестовой отвёрткой или торцовым ключом на 8 мм отворачиваем четыре винта крепления стопорной пластины переднего подшипника.

7. Снимаем стопорную пластину.

Если потребуется выбить подшипник, подберите отрезок трубы с внутренним диаметром 55-60 мм или чуть больше. Обоприте крышку о трубу, так чтобы подшипник располагался по центру трубы. Выбивать подшипник удобно через инструментальную головку на 24 мм. Не следует выбивать подшипник из посадочного отверстия на весу во избежание деформации передней крышки генератора.

8. Подбираем подходящий съёмник, состоящий из шайбы и оправки, которую можно выбрать из набора чашечного съёмника.

9. Закрепляем переднюю крышку в тисках (на губки тисков должны быть надеты накладки из мягкого металла или подложены деревянные бруски). С помощью оправок из набора чашечного съёмника выпрессовываем передний подшипник из посадочного отверстия передней крышки в сторону задней части генератора.

10. Извлекаем подшипник из передней крышки и устанавливаем в посадочное отверстие новый подшипник.

11. Переставив съёмник, запрессовываем новый передний подшипник в посадочное отверстие в передней крышке до упора.

При запрессовке переднего подшипника в крышку усилие необходимо передавать только на наружное кольцо подшипника.

12. При помощи трубки подходящего диаметра (можно использовать глубокую головку на 19 мм) до упора напрессовываем задний подшипник на вал ротора.

Сборка

Собираем генератор в последовательности, обратной разборке. Гайку шкива затягиваем моментом 111 Н-м.

При сборке генератора совместите нижние приливы на крышках генератора.

От руки закрутите четыре гайки, стягивающие переднюю и заднюю крышки корпуса генератора. Окончательно затягивайте гайки равномерно, крест-накрест, в несколько приёмов по пол-оборота. Затянув гайки, убедитесь в лёгкости вращения ротора. В противном случае необходимо убедиться, что крышки установлены правильно, без перекоса. Изоляторы выводов обмотки устанавливайте скосом внутрь. Убедиться в правильности установки изоляторов можно, вращая ротор — крыльчатка ротора не должны задевать за изоляторы. Щёточный узел устанавливают только в одном положении. Для того чтобы не перепутать, на его корпусе выполнен выступ, препятствующий установке в неправильном положении. Не прилагайте боковых усилий к графитовым щёткам.