Поправки, принятые к закону о техосмотре, освобождают автовладельцев от прохождения государственного технического осмотра автомобилей. Упразднен и талон техосмотра 2013 года. Отныне технически исправное состояние автомобиля привязано к полису ОСАГО, получить который можно, предъявив страховой компании диагностическую карту.
Диагностическая карта оформляется на листе А4 по установленному образцу. В нем содержатся сведения о результатах проверки автомобиля, его агрегатов и дополнительного оборудования. В диагностическую карту кроме этого заносится информация о соответствии автомобиля требованиям безопасности, возможности его использования и сроке действия заключения.
В случае невозможности эксплуатации авто по результатам диагностики, в документе указывается перечень всех неисправностей или нарушений требований безопасности, которые должны быть устранены в 20-дневный срок.
Составляется диагностическая карта в двух экземплярах, один выдается автовладельцу, а второй хранится у оператора в течение трех лет, ее электронная версия хранится в Единой автоматизированной информационной системе технического осмотра (ЕАИСТО) на протяжении пяти лет. Заверяется бумажный документ подписью специалиста, проверившего автомобиль.
Если до истечения срока действия документа меняется владелец машины, карта остается действительной. При утрате или порче карты любой оператор ТО может выдать дубликат на основе сведений, хранящихся в ЕАИСТО в день обращения.
Содержание диагностической карты приведено в соответствие с европейскими требованиями, таким образом, она действует не только в России, но и за границей.
Где получить диагностическую карту на автомобиль? Выдачу этого документа вправе осуществлять дилеры, имеющие специализированные сервисные центры, имеющие аккредитацию Российского союза автостраховщиков. Диагностическая карта может быть выдана при прохождении планового или внепланового техобслуживания. Дилеры могут обслуживать только те марки автомобилей, на которых они специализируются.
Автовладельцы, обслуживающие свои машины самостоятельно, за диагностической картой должны обращаться в частный пункт техосмотра.
Операторы ТО самостоятельно устанавливают тарифы на данную процедуру в каждом регионе. При этом автомобилисты, совершившие плановое техническое обслуживание, дополнительно техосмотр оплачивать не будут. До конца 2013 года сохраняется возможность пройти техосмотр «по-старинке» на пунктах ГИБДД, заплатив госпошлину 300 рублей.
В дальнейшем предполагается убрать из Налогового кодекса пошлину за технический осмотр, полностью, таким образом, исключив участие государства в этой процедуре.
Следует заметить, что после устранения выявленных в ходе проверки нарушений требований безопасности необходимо пройти повторную диагностику за дополнительную плату, размер которой зависит от того, какие несоответствия и неисправности были обнаружены. По старым правилам доплата не требовалась.
О преимуществах и недостатках новых правил техосмотра идет много споров, но объективно можно сказать следующее:
– увеличился срок устранения недостатков;
– стоимость процедуры увеличилась;
– повторная проверка стала платной;
– необходимо обращаться только к определенному оператору.