Ремонт генератора
Генератор представляет собой довольно сложный и высокоточный агрегат. Для его разборки, дефек-товки и сборки требуется специальное оборудование. Поэтому, если вы не имеете навыков выполнения подобных работ, при выходе генератора из строя рекомендуем обратиться для его ремонта в специализированную мастерскую или заменить генератор в сборе.
Вам потребуются: ключи «на 8», «на 24», шестигранный ключ «на 8», паяльник, тестер, съемник для подшипника ротора, молоток.
1. Снимите генератор с автомобиля (см. «Снятие и установка генератора»).
2. Подденьте отверткой три фиксатора крепления защитного кожуха…
3. …и снимите кожух.
4. Отверните гайку…
5. …выверните два винта крепления щеткодержателя…
6. …и снимите щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения.
7. Аккуратно отсоедините выводы обмотки статора, разжав три клеммы выпрямительного блока…
8. …отверните гайку крепления…
9. …и снимите выпрямительный блок.
10. Удерживая шестигранным ключом вал генератора, отверните гайку крепления шкива…
11. …и снимите с вала генератора шкив.
Шкив генератора зафиксирован от проворачивания на валу ротора только за счет сил трения после затяжки гайки его крепления требуемым моментом. Шпонки в соединении нет.
12. Пометьте любым способом (например, маркером) взаимное расположение статора и крышек генератора, чтобы при обратной сборке обеспечить соосность отверстий для крепления генератора в лапах крышек.
13. Выверните четыре стяжных болта.
14. Равномерно поддевая края крышки генератора со стороны контактных колец…
15. …снимите крышку.
16. Извлеките ротор.
17. Проверьте легкость вращения подшипника со стороны контактных колец. Если при вращении подшипника чувствуется люфт между кольцами, перекат или заклинивание тел качения, повреждены защитные кольца или появились потеки смазки, подшипник следует заменить. Для этого…
18. …спрессуйте подшипник с вала ротора и установите новый, прикладывая усилие к внутреннему кольцу.
19. Напрессуйте новый подшипник на вал ротора до упора в буртик вала, прикладывая усилие к внутреннему кольцу подшипника через оправку подходящего диаметра.
20. Выверните два прижимных винта…
21. …и извлеките статор.
22. Для замены переднего подшипника ротора выверните четыре винта крепления прижимной пластины и снимите пластину.
23. Выпрессуйте подшипник из крышки.
24. Запрессуйте оправкой подходящего диаметра новый подшипник в крышку, прикладывая усилие к наружному кольцу.
25. Проверьте «плюсовые» диоды, для чего подсоедините «отрицательный» (черный) щуп тестера к выводу «плюс» генератора, а «положительный» (красный) щуп поочередно подсоединяйте к трем контактным выводам диодов. Если диоды исправны, тестер покажет 700-800 Ом.
26. Подсоедините «положительный» (красный) щуп тестера к выводу «плюс» выпрямительного блока, а «отрицательный» (черный) щуп подсоединяйте поочередно к трем контактным выводам диодов. Если диоды исправны, тестер покажет бесконечно большое сопротивление.
27. Проверьте «минусовые» диоды, для чего подсоедините «положительный» (красный) щуп тестера к выводу «минус» выпрямительного блока, а «отрицательный» (черный) щуп подсоединяйте поочередно к тем же трем контактным выводам диодов. Если диоды исправны, тестер покажет 700-800 Ом.
28. Подсоедините «отрицательный» (черный) щуп тестера к выводу «минус» выпрямительного блока, а «положительный» (красный) щуп поочередно подсоединяйте к трем контактным выводам диодов. Если диоды исправны, тестер покажет бесконечно большое сопротивление.
29. Подсоедините щупы тестера к корпусу статора и поочередно подсоединяйте к каждому выводу обмотки. Измеренное сопротивление должно быть очень большим (стремится к бесконечности). В противном случае замените статор.
30. Проверьте обмотку статора на обрыв, поочередно измеряя тестером сопротивление между всеми выводами обмотки. Если измеренное сопротивление будет стремиться к бесконечности, то необходимо заменить статор.
31. Проверьте тестером сопротивление обмотки ротора, подсоединив его к контактным кольцам. Если показания на тестере будут показывать бесконечность, значит, в обмотке ротора обрыв – ротор необходимо заменить.
32. Проверьте отсутствие замыкания обмотки ротора на корпус, подсоединив выводы тестера к любому контактному кольцу и корпусу ротора. Показания тестера должны показывать бесконечность.
33. В случае несоответствия показаний тестера ротор подлежит замене.
34. Снимите крышку со щеткодержателей.
35. Проверьте выступание щеток в свободном состоянии. Если размер окажется меньше 5 мм, замените щетки или щеточный узел в сборе. Проверьте легкость перемещения щеток в щеткодержателе. Если их подклинивает, щеточный узел также необходимо заменить.
36. Соберите генератор в последовательности, обратной разборке, сориентировав крышки генератора и статор по ранее сделанным меткам.
37. Подсоедините выводы обмотки статора к клеммам выпрямительного блока, обожмите и запаяйте их.
38. Установите на место щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения…
39. …и установите крышку щеткодержателя.