Кто-то может посчитать, что компания Crysler выкинула плохой розыгрыш, выпустив свой первый гибрид. Поскольку Dodge Durango и Chrysler Aspen составляют пару бензин-электросистем – символ автомобильного достоинства – с мощным двигателем Hemi, который больше известен как залог победы в автогонках. Смешивание таких разных технологий может оказаться либо отличной идеей, либо источником беспорядка, либо стать причиной негодования – или же все перечисленное сразу.
Возможно, 5.7-литровый двигатель V8 Hemi оскорбит старых приверженцев гибридов, которых легко выводит из себя любое изменение гибридных идеалов. С точки зрения Prius, DaimlerChrysler демонстративно игнорирует состояние окружающей среды, используя священную гибридную технологию с непристойным количеством лошадиных сил – неофициально еще, но приблизительно 350 л.с. – с огромными внедорожниками, оценки которых составляют 13 миль на галлон в городе и 18 на трассе. Даже после гибридизации, эти автомобили вряд ли проедут 20 миль за один галлон, чего достигает в среднем водитель Prius.
Но прежде, чем гибридные фанаты разразятся яростью, они должны оценить настоящие преимущества применения гибридной технологии через призму разных автомобилей. Джим Клиш, представитель ассоциации ученых (США), занимающихся вопросами безопасности автомобилей, считает, что расход бензина, а именно мили на галлон, – это нелинейная форма измерения и поэтому не подходит для сравнения небольших автомобилей с большими внедорожниками. А вот количество топлива, потребляемое за одну милю, является намного более лучшим критерием. Клиш не считает, что путь к чистоте транспорта выложен гибридами Durango и Aspen, но он признал, что “видимо, и несерьезное количество бензина дает ощутимый эффект.”
DaimlerChrylser и General Motors, развивавшие технологию использования гибридной установки, с самого начала своего сотрудничества были нацелены на большие и мощные транспортные средства. Эти две компании окрестили свою гибридную систему как “двухрежимную”, чтобы обозначить использование второго набора передач, разработанного специально более эффективного передвижения тяжелых транспортных средств на скоростных шоссе. Durango и Aspen будут также использовать систему деактивации цилиндров, которая полностью отключает 4 из 8 цилиндров в определенных условиях, например, на трассе.
Основное цель улучшения экономии топлива больших джипов может иметь смысл, и технология достижения этой цели впечатляет. Но это ни к чему не приведет, если гибриды не будут продаваться.
Водители гибридов, особо желающая их часть, не могут оценить преимущества расхода от 16 до 20 миль на галлон. Покупатели внедорожников, скорее всего, вряд ли захотят купить первый гибрид – с разницей в 4 мили на галлон. На самом деле, гибридный значок на мощном автомобиле для них – не более, чем украшение.
Понятно, что DaimlerChrysler и другие поставщики больших внедорожников должны сделать что-то, чтобы сдвинуть эти цифры с места. Выпуск двух гибридов на движке Hemi является формой распределения технологии – еще один пример в защиту прав «зеленых» потребителей. Благодаря технологии, больше пока еще означает «больше».
В марте 2005 года Дитер Зетше, президент DaimlerChrysler, ловко ответил на высказывание о медленных планах его компании относительно производства гибридов. Он остроумно заметил, “как часто говорит моя жена, если Вы собираетесь опоздать на званый ужин, то убедитесь, что Вы принесете лучшее вино.” Со своими Hemi гибридами Крайслер скоро снимет все сливки. Но еще неизвестно, захотят ли люди испробовать такой разлив.