Тепловые зазоры в приводе клапанов ГРМ — регулировка

Для компенсации удлинения стержня клапана, вызванного нагревом, между кулачком распределительного вала и коромыслом необходим зазор. Для впускных клапанов зазор должен составлять 0,08-0,12 мм, а для выпускных клапанов — 0,16-0,20 мм. Регулируют зазоры винтами коромысел.

Проверка и регулировка зазоров в приводе клапанов выполняется только на холодном двигателе (при температуре окружающего воздуха около +20 °С).

Разборка

1. Подготавливаем автомобиль к выполнению работы и отсоединяем клемму провода от отрицательного вывода аккумуляторной батареи (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту»).

2. Отсоединяем от крышки головки блока цилиндров клапан принудительной вентиляции картера двигателя (см. «Клапан принудительной вентиляции картера двигателя — проверка»).

3. Отсоединяем наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания (см. «Свечи зажигания — замена»).

4. Плоскогубцами сжимаем концы пружинного хомута и сдвигаем хомут вдоль по шлангу.

5. Снимаем шланг со штуцера крышки головки блока цилиндров.

6. Торцовым ключом на 10 мм отворачиваем семь гаек крепления крышки головки блока цилиндров.

7. Отсоединяем от двигателя наконечник провода «масса». Снимаем со шпилек два кронштейна высоковольтных проводов и семь шайб с резиновыми муфтами.

8. Снимаем крышку.

Для регулировки клапанов придётся вращать коленчатый вал двигателя. При этом осматривайте ремень привода ГРМ. Если ремень имеет механические повреждения: трещины, срезанные зубья, порезы (особенно с повреждением корда), его необходимо заменить (см. с. 92, «Ремень привода ГРМ — замена). Зубья ремня удобно осматривать с использованием зеркала.

Регулировка

1. Поворачиваем передние колёса влево. Через отверстие в брызговике двигателя торцовым ключом на 19 мм поворачиваем коленчатый вал двигателя в положение ВМТ такта сжатия первого цилиндра.

Искомое положение определяем по меткам — надписям UP на шкивах распределительных валов.

Метки должны располагаться вверху.

2. Набором плоских щупов проверяем зазор между кулачками распределительного вала и коромыслами выпускных клапанов первого цилиндра (щуп номинальной толщины должен слегка защемляться в зазоре).

3. Для регулировки зазора накидным ключом на 12 мм отворачиваем контргайку и шлицевой отверткой вращаем регулировочный винт. Удерживая регулировочный винт, затягиваем контргайку моментом 20 Н-м.

4. Аналогично проверяем и регулируем зазоры в приводе впускных клапанов.

5. Поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки на 180° (положение ВМТ такта сжатия третьего цилиндра, метки на шкивах распределительных валов расположены спереди).

6. Проверяем и при необходимости регулируем зазоры в приводе клапанов третьего цилиндра (см. выше).

7. Вновь поворачиваем коленчатый вал против часовой стрелки на 180° (положение ВМТ такта сжатия второго цилиндра, метки на шкивах распределительных валов расположены снизу), а затем проверяем и при необходимости регулируем зазоры в приводе клапанов второго цилиндра.

8. Аналогично проверяем и регулируем зазоры в приводе клапанов второго цилиндра, предварительно повернув коленчатый вал ещё на 180°.

Сборка

1. Визуально проверяем состояние резиновых уплотнений крышки.

2. При обнаружении повреждений (разрывы, трещины; если из-под крышки подтекало масло) извлекаем из пазов крышки головки блока цилиндров резиновую уплотнительную прокладку.

3. Поддев отверткой, снимаем четыре резиновых уплотнительных кольца свечных колодцев.

4. Устанавливаем на крышку новые прокладку и кольца.

5. Чистой ветошью очищаем верхнюю привалочную поверхность головки блока цилиндров от масла и остатков герметика. На места, указанные стрелками, наносим незатвердевающий герметик (Loctite 574 или аналогичный).

6. Устанавливаем крышку на головку блока цилиндров. На переднюю правую шпильку надеваем наконечник провода «массы».

7. Закрепляем крышку гайками; затягиваем их моментом 9,8 Н-м, соблюдая последовательность, указанную на фото.

8. Подсоединяем высоковольтные провода и клапан принудительной вентиляции картера двигателя (см. «Клапан принудительной вентиляции картера двигателя — проверка» и см. «Свечи зажигания — замена»).