Диски, шины и ступицы - проверка технического состояния
Для выполнения работы потребуется штангенциркуль с глубиномером.
Последовательность выполнения
1. Перед каждой поездкой внимательно осматриваем колёса автомобиля и проверяем давление в шинах (см. «Колёса и шины — внешний осмотр, проверка давления»).
2. Проверяем элементы крепления колёс (каждое колесо крепится к ступице четырьмя или пятью гайками). Энергично нажимаем на боковину колеса ногой, раскачивая его в поперечном направлении. При малейшем подозрении на ослабление крепления колеса, проверяем затяжку гаек (момент затяжки указан в начале данного раздела). Диски колёс должны быть без трещин и следов деформации. На шинах не допускается наличие порезов, отслоений, разрывов, вздутий («грыжи»), выступания корда.
3. При отсутствии механических повреждений шины её пригодность к эксплуатации определяется высотой рисунка протектора.
Визуально определяем высоту протектора по индикаторным выступам в канавках рисунка.
Выступы имеют высоту 1,6 мм. Как только высота протектора сравняется с высотой выступа, шина подлежит замене.
Индикаторы расположены по всей окружности шины на некотором расстоянии друг от друга. Находим их по условным обозначениям в виде букв TWI или стрелкам А на боковине шины.
4. Точно высоту протектора определяем при помощи глубиномера штангенциркуля и сравниваем степень износа шины по краям и в середине. Ускоренный износ средней части протектора свидетельствует об эксплуатации шины с повышенным давлением, а по краям шины -с пониженным. Быстрый износ внутренней или наружной части протектора указывает на необходимость регулировки углов установки колёс. Интенсивный износ одного из колёс, возможно, вызван деформацией элементов подвески или силовых элементов кузова автомобиля.
- если высота протектора шин составляет менее 1,6 мм;
- с шинами, которые имеют внешние повреждения (пробои, порезы, разрывы) обнажающие корд, а также расслоение каркаса, отслоение протектора и боковины;
- если отсутствует гайка (болт) крепления или имеются трещины диска и ободьев колёс, имеются видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий;
- если шины по размеру или допустимой нагрузке не соответствуют модели транспортного средства;
- если на одну ось автомобиля установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей с различными рисунками протектора, ошипованные и неошипованные, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные.
5. Появление вибрации, ощущаемой на кузове или рулевом колесе при движении автомобиля с постоянной скоростью свыше 80 км/ч, может быть следствием дисбаланса одного из колёс. Для выявления причины проверяем балансировку колёс в шиномонтажной мастерской. Если вибрация вызвана деформацией диска, повреждением шины или неравномерным её износом, заменяем шину или диск.
6. Поочерёдно вывешиваем каждое колесо автомобиля (см. «Подготовка автомобиля к техническому обслуживанию и ремонту») и качаем его в вертикальной плоскости.
В ступицах с изношенными подшипниками будет чувствоваться люфт. Чтобы убедиться в том, что люфт не вызван неисправными деталями подвески, повторяем проверку при нажатой педали тормоза. Если стук исчез, значит неисправен подшипник ступицы.
Неисправные подшипники заменяем (см. «Подшипник ступицы переднего колеса - замена» и «Подшипник ступицы заднего колеса — замена»). Если стук слышен, то проверяем состояние подвески (см. «Передняя подвеска - проверка технического состояния» и «Задняя подвеска - проверка технического состояния»).