Проверка и ремонт электрических цепей
Во время проведения диагностики цепей и ремонта электрооборудования необходимо тщательно осмотреть проводку, проверить правильность соединений, отсутствие обгоревших, перетёршихся или пережатых проводов, убедиться в отсутствии контакта проводов с острыми кромками или деталями, подверженными нагреву до высоких температур (например, выпускной коллектор). Повреждённую изоляцию проводов необходимо восстановить изолентой или заменить провод.
Существуют два случая повреждения цепи: обрыв и короткое замыкание.
При обрыве цепь размыкается и питание не подаётся на электроприбор. Иногда обрыв очень трудно обнаружить из-за того, что корпус соединительной колодки скрывает окислившиеся контакты или неправильное соединение. Также обрыв может обнаружиться при покачивании колодок или жгута проводов. Это необходимо учитывать при наличии признаков обрыва или непостоянной работы электроприбора.
Короткое замыкание представляет собой недопустимое соединение части цепи с «массой» или другой частью цепи. Обычно короткое замыкание приводит к перегоранию предохранителя или к самопроизвольному включению электроприборов.
После ремонта электропроводки необходимо проверить цепь включением электроприборов, входящих в эту цепь. Этим подтверждается не только правильность выполненного ремонта, ной правильность проведённой диагностики во время поиска неисправности.
Проверка целостности цепи
Проверка целостности цепи осуществляется в режиме омметра. Выводы мультиметра подсоединяют к концам проверяемой цепи. При использовании режима прозвонки цепи, если цепь цела, мультиметр подаёт звуковой сигнал (см. инструкцию по эксплуатации мультиметра). При использовании режима омметра, если цепь цела, сопротивление будет минимальным, а если в цепи обрыв, сопротивление будет очень большим (стремится к бесконечности).
Поиск короткого замыкания
Если есть подозрение на короткое замыкание на каком-либо участке цепи, то отсоединяют этот участок от остальной сети автомобиля, разъединив все его соединительные колодки. Подсоединяют один вывод мультиметра в режиме омметра к проверяемому участку цепи, второй — к «массе» автомобиля. Если цепь окажется замкнутой, значит, на этом участке цепи короткое замыкание, которое необходимо найти, внимательно осмотрев весь участок цепи (жгута проводов).
Если короткое замыкание возникло из-за повреждения изоляции провода, то устранить его можно восстановив изоляцию провода с помощью изоленты.
Часто причиной короткого замыкания бывает сильное окисление контактов в соединительных колодках. В этом случае необходимо тщательно зачистить или заменить контакты. Перед соединением контакты лучше обработать специальной токопроводящей смазкой.
Соединение проводов с помощью муфты
Соединять провода рекомендуется с помощью специальных муфт, имеющихся в продаже. Изолировать провода лучше с помощью термоусадочных трубок.
Последовательность выполнения
1. Зачищаем концы соединяемых проводов так, чтобы зачищенная часть подлине была равна половине соединительной муфты.
2. Надеваем на один из проводов отрезок термоусадочной трубки, длиной примерно на 10 мм больше соединительной муфты.
3. Вставляем концы проводов в соединительную муфту.
4. Специальными клещами обжимаем соединительную муфту.
При выполнении следующей операции не подносите фен слишком близко к термоосаждающейся трубке, так как она может расплавиться.
5. Сдвигаем термоусадочную трубку на соединительную муфту и равномерно нагреваем ее техническим феном.
Заизолировать муфту можно обычной изоляционной лентой.
Соединение проводов скруткой
При отсутствии соединительной муфты провода можно соединить скруткой.
Последовательность выполнения
1. Зачищаем концы соединяемых проводов примерно на 20—25 мм и надеваем на один из проводов термоусадочную трубку длиной примерно 25 мм.
2. Скрещиваем провода и обматываем первый провод на один оборот вторым. Выполняем аналогичную операцию со вторым проводом. Скрещиваем концы проводов.
3. Плотно закручиваем концы вокруг проводов и сдвигаем термоусадочную трубку на скрутку.
4. Равномерно нагреваем термоусадочную трубку техническим феном.