Распорядок считается основой организации движения автобусов на маршрутах, в первую очередь для выполнения всеми линейными работниками пассажирского автомобильного транспорта. Им устанавливается кол-во рейсов, время движения между остановочными пунктами и т.д. Кстати, если вас интересует расписание автобусов по Белоруси посмотрите тут.
Распорядок движения должно разрабатываться с учитыванием надобности
обеспечить:
· удовлетворение необходимости населения в перевозках по каждому маршруту;
· применение вместимости автобусов по необходимым нормам;
· небольшие затраты времени пассажира на поездки;
· управление движения автобусов на всём протяжении маршрутов;
· создание нужных удобств в пути движения;
· соблюдение режима и условий труда водителей и кондукторов, согласно трудовому закону;
· эффективное применение автобусов;
АТП, организации, бизнесмены и физические лица обязаны составлять распорядок движения автобуса в согласии с требованиями действующих нормативных документов. Распорядок движения при выполнении всех видов автобусных перевозок (городских, пригородных, междугородных), должно составляться на основе нормативных скоростей движения на отдельных этапах маршрута при условиях, что эти скорости соответствуют разрешённым правилами дорожного движения и дорожными знаками. Если исходить из эксплуатационных условий вагонов, самые большие скорости движения на маршрутах как правило ставятся ниже предела поставленного правилами дорожного движения.
Распорядок движения автобусов для городских, пригородных, междугородных и внутрирайонных автобусных маршрутов каждый год согласовывается с администрациями районов и мегаполисов, и утверждены государственным заказчиком на пассажироперевозки.
Маршрутное распорядок собой представляет ключевой документ службы эксплуатации АТП и определяет режим его работы, достаточное число вагонов, водителей, финансовых, материальных и остальных ресурсов.
В целях лучшего обслуживания пассажиров, увеличения продуктивности вагонов и лучшего его применения маршрутное распорядок разрабатывается в разных вариантах:
· будних, предвыходных и выходных дней;
· осенне-зимнего и весенне-летнего сезонов;
Надобность наличия разных вариантов расписания движения считаются:
· непостоянство пассажиропотоков;
· изменения норм времени движения вагонов на маршруте;
· изменения количества вагонов, выпускаемого для работы на маршруте;
На основании данных, находящихся в маршрутном расписании движений, разрабатываются:
· водительские расписания;
· распорядок движения для диспетчеров на конечных, промежуточных пунктах маршрута;
· распорядок движения для пассажиров (например если интервал движения превосходит 15 минут);
Каждому автобусу маршрута в расписании присваивается определённый номер выхода, т.е. номер графика по которому выполняется очередность выпуска автобуса на каждый маршрут.
Начало и завершение движения автобусов на каждом маршруте определяют по здешним условиям, взяв во внимание распределение спроса на перевозки.
Методика составления расписания движения носит в большей мере формализованный характер. В процессе составления расписания движения применяется как правило аналитические и отчасти графические способы.
Маршрутные расписания, разрабатываемые в табличной форме, содержат данные характеризующие трассу маршрута, аннуитетные нормы пробега по периодам суток, принятый режим труда водителей, вид и кол-во применяемого вагонов, время начала и завершения движения на маршруте, длину и время нулевых пробегов и остальных требований.
Достаточное число рейсов, интервал и частоту движения рассчитывают в согласии с данными распределения пассажиропотоков отдельно для «часов пик» и остальных часов суток, большое внимание уделяют определению количества нужных рейсов в «час пик», расчёт которых выполняется с учитыванием нормального наполнения автобусов при воплощении установленных норм качества обслуживания пассажиров.