Как правильно выбрать винт для лодки или катера? Он должен подходить вашему подвесному лодочному мотору по посадочным габаритам и давать самую высокую скорость хода при обычной нагрузке на судно и оборотах мотора в границах паспортных. Кстати,е сли вас интересуют гребные винты Solas, переходите на сайт tmission.ru. При выборе винта важно знать некоторые связанные с ним ключевые понятия.
ГЕОМЕТРИЯ ВИНТА
- Диаметр гребного винта – это диаметр окружности, которая проходит через наиболее удалённые от центра вращения точки лопастей. Чем больше диаметр, тем больше развиваемый винтом упор и намного больше требуемая для вращения мощность. В большинстве случаев он задается размерами подводной части подвесного мотора.
- Шаг винта – это теоретическое расстояние, проходимое винтом за один полный оборот, если бы он вращался в неподатливой обстановке. Чем больше шаг, тем более “скоростным” может быть винт, при условиях достаточной мощности мотора и способности корпуса судна достигать подобающей скорости. В таблице диаметр и шаг указаны через наклонную черту в виде диапазона для поставляемых винтов, в дюймах (1 дюйм – приблизительно 2.5 см).
- Число лопастей – чем больше их кол-во, тем отличные тяговые характеристики при более ровной его работе, стоимостью несущественного снижения общей эффективности, особенно на больших скоростях. Винты с 4 более лопастями как правило называют “грузовыми”.
- Дисковое отношение – отношение всей площади развернутых на поверхность лопастей к площади круга с диаметром винта. Чем оно больше, тем более успешным может быть винт при больших скоростях хода.
- Направление вращения – для лодочным моторов типовым считается правое, т.е. по часовой стрелке, если взглянуть на винт со стороны кормы судна. “Левый” винт может понадобится для специально заказанного мотора в составе двухмоторной установки.
- Профиль лопасти – это форма сечения лопасти вдоль линии вращения. В большинстве случаев она плоско-выпуклая, но у конкретных серий винтов очень высокого упора имеет выпукло-вогнутую форму.
- Угол откидки лопастей – это угол отклонения лопастей от вертикали на виде с боковой стороны. Для увеличения прочности лопастей скоростные винты исполняют с увеличенной откидкой лопастей в сторону кормы.
Для хорошего выбора винта нужно выполнить следующие шаги:
Точно выяснить модель, год выпуска и мощность вашего мотора. Эти сведенья понадобятся при заказе винта у поставщика, они тоже задают потенциальный диаметр винта (если он неизвестен).
Подобрать материал винта. Винты для навесных моторов в большинстве случаев делаются из алюминия либо нержавейки. Стальные винты имеют более большую эффективность, тем более при больших скоростях, и намного прочнее, чем металлические, но и очень дорого их.
Результативность винта значительно зависит от условий <работы мотора на вашем судне. В первом приближении надо подобрать серию винта, подходящую назначению судна; серия задает основные параметры – материал, конструкцию ступицы, форму и число лопастей. Для винтов марки Solas, широко применяемых для замены фирменных, соответствие серий основным типам судов отражено в таблице 1.
3ная мощность и тип мотора и определившись с серией, в типоразмерной таблице вы найдете геометрические характеристики выпускаемых винтов – диапазон их диаметров и шагов. Одна из комбинаций этих значений наилучшим образом соответствует вашему случаю.
Подбор винта с наилучшим соотношением шага и диаметра – задача скорее практическая, поскольку все условия эксплуатации заранее предусмотреть трудно. Однако чтобы не приобретать заведомо неподходящих вам винтов, для глиссирующих мотолодок и катеров можно провести несложный приблизительный расчет шага.