Система управления двигателем — проверка технического состояния
Во время технического обслуживания и ремонта системы управления двигателем необходимо соблюдать осторожность:
• Не касайтесь выводов ЭБУ руками. Система управления двигателем — микропроцессорная, электронные компоненты ЭБУ могут быть повреждены электростатическим разрядом.
• Приступая к ремонту автомобиля (особенно если операции связанны с демонтажём элементов системы управления двигателем), снимите клемму с отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
• При отсоединении аккумуляторной батареи от сети автомобиля из памяти ЭБУ будут удалены коды неисправностей.
• Во многих случаях для проверки элементов системы управления двигателем необходимо наличие в электрической цепи системы напряжения питания. При этом отсоединять колодки проводов от датчиков и исполнительных элементов системы управления двигателем допускается только после выключения зажигания.
• Отсоединять колодку жгута проводов от ЭБУ можно только после снятия клеммы с отрицательного вывода аккумуляторной батареи.
• При необходимости подсоединить аккумуляторную батарею к электрической сети автомобиля во время ремонта предварительно убедитесь в том, что отсоединённые провода (выводы колодок, концы проводов) не замыкают на «массу» и что зажигание выключено. Подсоедините сначала клемму к положительному выводу аккумуляторной батареи, а затем к отрицательному. Включайте зажигание только на время выполнения измерений.
• В системе управления двигателем используются электронные компоненты, напряжение питания которых около 5 В. Подача на них напряжения от электрической сети автомобиля (напряжение в которой более 12 В) приведёт к выходу из строя системы управления двигателем.
Для проверки системы управления двигателем используйте мультиметр, внутреннее сопротивление прибора в режиме вольтметра должно быть не менее 10 МОм. При необходимости для проверки цепей питания, находящихся под напряжением 12 В, можно воспользоваться контрольной лампой, но мощность лампы должна быть меньше 3 Вт (подойдет контрольная лампа А 12-1,2-1 мощность 1,2 Вт).
Перед запуском двигателя убедитесь, что клеммы надёжно закреплены на выводах аккумуляторной батареи.
• Во избежание выхода из строя электронных компонентов ЭБУ нельзя при работающем двигателе отсоединять клеммы проводов от выводов аккумуляторной батареи.
При неработоспособности системы управления двигателем следует проверить состояние предохранителей (см. «Блоки предохранителей и реле»). Обнаруженный перегоревший предохранитель необходимо заменить. При повторном перегорании предохранителя следует проверить цепь питания, найти и устранить неисправность (см. «Схема системы управления двигателем» и «Электрооборудование — проверка технического состояния»).
При проверке элементов системы управления существует необходимость подсоединять мультиметр к выводам соединительных колодок, датчиков и других деталей электрооборудования. Для подсоединения к изолированным выводам следует использовать щупы с тонкими наконечниками или использовать отрезки медного провода. Не следует с усилием втыкать щупы в выводы, так как впоследствии в таких разъёмах возможен плохой электрический контакт, вызывающий перебои в работе системы управления двигателем. Для подсоединения к неизолированным выводами можно воспользоваться отрезками тонких полихлорвиниловых трубок. Если их надеть на выводы и вставить в них концы щупов мультиметра, то они будут удерживать щупы (обеспечивая надёжный контакт с выводами) и одновременно изолировать их концы от короткого замыкания.
Для проверки падения напряжения на участках цепи, требуется подсоединить вольтметр, не разъединяя при этом колодки проводов. Подобного рода измерения можно выполнить с помощью швейной иглы с намотанным на её конце медным проводом (для подсоединения щупа вольтметра).
Для удобства работы можно припаять медные жилы изолированного провода к игле. Иглой протыкают изоляцию провода проверяемой цепи и выполняют измерения.
Электронный блок управления (ЭБУ) системы управления двигателем имеет режим самодиагностики (OBD). При включении зажигания должна загореться контрольная лампа системы управления двигателем, что свидетельствует о работоспособности системы диагностики. Если система управления двигателем исправна, то после запуска двигателя лампа должна погаснуть.
В процессе работы ЭБУ контролирует исправность всех элементов и цепей системы управления двигателем. Обнаружив неисправность, ЭБУ переводит систему управления двигателем на резервный режим работы и включает контрольную лампу системы управления двигателем (MIL), расположенную на щитке приборов.
В большинстве случаев двигатель при этом сможет продолжить работу (кроме случаев отказа датчиков, встроенных в корпус распределителя зажигания), что позволяет доехать до места ремонта своим ходом, но с худшей топливной экономичностью и другими техническими параметрами автомобиля. Коды обнаруженных неисправностей (DTC) хранятся памяти ЭБУ.
На автомобилях ранних выпусков система диагностики выполнялась по стандарту OBD-I. Коды неисправности стандарта OBD-I можно определить по миганию контрольной лампы системы управления двигателем. Для перевода системы управления в режим вывода кодов неисправности под панель приборов (со стороны впереди сидящего пассажира) выведена колодка диагностического разъёма 1 (SCS) синего цвета.
Расположение колодок на автомобилях с системой OBD-I: 1 — колодка диагностического разъема; 2 — колодка для подключения тахометра
Начиная с 1996 г., автомобили укомплектовывали усовершенствованной бортовой системой контроля второго поколения OBD-II. Для считывания кодов неисправности к системе управления двигателем необходимо подключить внешнее диагностическое устройство — сканер стандарта OBD-II. При этом в системе выполнен разъём для передачи данных (DLC) с шестнадцати вы водной колодкой серого цвета.
Колодка установлена снизу под панелью приборов со стороны впереди сидящего пассажира возле центральной консоли.
Считать коды неисправности можно в сервисном центре, располагающем необходимым оборудованием.
Существуют устройства (адаптеры), которые позволяют подключить к диагностическому разъёму персональный компьютер. Но для считывания диагностической информации необходима специальная программа.
Для выполнения работы потребуется короткий отрезок провода или металлическая скрепка.
Вывод кодов неисправности OBD-I
1. Под панелью приборов со стороны пассажира вынимаем колодку диагностического разъёма из держателя (к колодке подходят два провода; коричневый и чёрный).
2. Вставив в колодку перемычку (металлическую скрепку или отрезок оголённого провода), замыкаем выводы диагностического разъёма.
3. Включаем зажигание, не запуская двигатель, наблюдаем за контрольной лампой системы управления двигателем.
4. При мигании контрольной лампы считаем количество вспышек лампы, и записываем их количество.
Система управления двигателем будет последовательно выводить все коды неисправности, хранящиеся в памяти ЭБУ. Короткие вспышки лампы обозначают целые числа меньше десяти. Вывод двузначного числа начинается с длинных вспышек, количество которых обозначает десятки. Так, числу 10 соответствует одна длинная вспышка, а числу 40 — четыре длинные вспышки. Последовательность коротких вспышек, следующих сразу за длинными, обозначает второе число двузначного кода. Например, коду 12 будет соответствовать одна длинная вспышка и две короткие. После передачи каждого кода ЭБУ выключает контрольную лампу на 5 секунд. Если контрольная лампа не горит, значит, неисправен ЭБУ. Если контрольная лампа системы управления двигателем горит и не мигает, значит в памяти ЭБУ нет кодов неисправности. Выводы всех кодов будут повторяться, пока включено зажигание.
Следует учитывать, что коды указывают на неисправные цепи, а не на поломку того или иного элемента. Проверка состояния элементов системы управления двигателем и их цепей показана далее в соответствующих разделах главы «Система управления двигателем».
5. Записав коды, проверяем их. Убедившись, что всё записано правильно, выключаем зажигание.
6. Извлекаем перемычку из колодки диагностического разъёма и устанавливаем колодку в держатель.
Таблица 8.4.2 Коды неисправности системы управления двигателем стандарта OBD-I
Код | Неисправная цепь |
0 | Электронный блок управления (ЕСМ/РСМ) |
1 | Датчик концентрации кислорода |
3 | Датчик давления воздуха в ресивере (МАР) |
4 | Датчик угла поворота коленчатого вала (СКР) |
5 | Датчик давления воздуха в ресивере (МАР) |
6 | Датчик температуры охлаждающей жидкости (ЕСТ) |
7 | Датчик положения дроссельной заслонки (TPS) |
8 | Датчик верхней мертвой точки (TDC) |
9 | Датчик положения поршня в первом цилиндре двигателя (CYP) |
10 | Датчик температуры поступающего в цилиндры воздуха (I АТ) |
13 | Датчик барометрического давления (BARO) |
14 | Регулятор холостого хода (IAC) |
15 | Система зажигания |
16 | Форсунки |
17 | Датчик скорости автомобиля (VSS) |
20 | Датчик электрической нагрузки (ELD) |
30 | Сигнал А АКП |
31 | Сигнал В АКП |
41 | Датчик концентрации кислорода |
43 | Топливный модуль |
Удаление кодов неисправности
1. Освободив фиксатор, снимаем крышку с основного блока предохранителей и реле, расположенного в моторном отсеке.
2. Щипцами (см. «Блоки предохранителей и реле») извлекаем предохранитель BACK UP (RADIO) 7,5 А.
3. Выждав не менее 10 секунд (чтобы очистилась память электронного блока системы управления), устанавливаем предохранитель на место.