Турбина – это дополнительный механизм, функционирующий вместе с движком. Для работы он использует остаточную энергию отработанных газов. Это позволяет значительно наращивать мощность ДВС. Величина усиления может составлять 20-100%. Чтобы разобраться с принципами работы устройства нужно знать, как работает ДВС.
Принцип работы «движка»
Любой двигатель автомобиля работает за счет энергии, которая вырабатывается в момент детонации топливно-воздушной смеси. Этот процесс происходит в специальной камере сгорания. Предварительно профильтрованный воздух поступает в нее через впускной клапан, одновременно с топливом. Расширение газов после поджога смеси толкает поршень передающий механическую энергию в движущие механизмы машины. Чем больший объем смеси реагирует – тем большая мощность генерируется движком.
Как работает турбина
Увеличить количество подаваемого в цилиндр кислорода можно не меняя объем самого устройства. Для этого и нужна турбина, использующая газы образовавшиеся при сгорании топлива. Они приводят в движение ротор, установленный в турбокомпрессоре, за счет чего происходит нагнетание дополнительного кислорода в цилиндры. Этот процесс называется турбонаддувом. Вместе с повышенной подачей воздуха в цилиндр впрыскивается больше топлива.
В процессе турбонаддува атмосферный воздух может существенно нагреться. Это приводит к его расширению и снижению эффективности работы узла. Чтобы этого избежать используется специальный радиатор – интеркулер. Его монтируют в области выпуска из холодного участка агрегата. Сквозь него воздух проходит перед поступлением в камеру сгорания.
Охлажденный газ всасывается через специальные клапаны, смешивается с топливом и сгорает. Продукты горения удаляются через соответствующий клапан, поступают в турбину, цикл замыкается. В результате турбокомпрессор работает используя только энергию выхлопа, без использования движущихся частей движка.
Для разных двигателей турбокомпрессор подбирают по индивидуальным параметрам, таким как его объем. Уровень дополнительного наддува зависит:
- От параметров улиток.
- От геометрии компрессорного устройства.
Некоторые ДВС могут оснащаться двумя турбокомпрессорами. Они могут быть разного размера или одинаковыми. Наиболее совершенные образцы таких агрегатов имеют возможность изменять свою геометрию. Это обеспечивает возможность дозировать поток выхлопа, поступающего к ротору. Такие устройства отличаются оптимальным функционированием на любых оборотах, но конструкция их достаточно сложна, соответственно, цена в каталоге автозапчастей также будет выше.